Третий летний спас, льняной или «на полотне»: история и традиции праздника

Ореховый спас (Хлебный, Полотняный или Третий Спас)

29 августа (16 августа по старому стилю), в конце лета, сразу после праздника Успение Богородицы, на Руси [en] издревле отмечается народно-христианский праздник Ореховый спас, который еще называют Хлебным, Полотняным или Третьим, так как ему предшествуют Первый — Медовый (14 августа) и Второй — Яблочный спас (19 августа).

Альтернативные названия Орехового Спаса

Это народный праздник, который у православных христиан посвящен Спасителю. В народе Третий Спас зовется также Холщевым, Малым и Спас на полотне. Названия «Осенний Спас», «Холодный Спас» напоминают, что лету пришел конец и пора отворять двери осени, а хлебный — потому что из злаков, собранных в этом году, выпекался хлеб. Также праздник носит названия «Посевы» или «Досевки», потому что в это время крестьяне сеяли озимую рожь.

В этот день празднуется и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Константинополь. Согласно Библии, Нерукотворным Спас назвали из-за чуда, случившегося во времена жизни [en] Иисуса Христа. Правитель Авгарий, заболевший [en] проказой, уверовал в то, что его способен спасти лик Христа, а потому послал к Сыну Божьему своего лучшего художника, чтобы тот привез ему потрет Иисуса. «Рисоваться» полотно не желало и расстроенный художник на свой страх решил вернуться к царю с пустыми руками, но Христос сжалился над ним — он умылся и отерся полотенцем, на котором отпечатался его лик. Именно этот «холст» отвезли Авгарию, который впоследствии вылечился от страшного недуга. Это полотно стало защитой Эдессы от зла и горя.

Народные традиции на Третий спас

В этот день самая старшая женщина должна освятить углы дома с помощью ореховых веток.

С этого дня позволено собирать урожай диких орехов (лещины). По традиции, в Ореховый Спас в лес посылали одну из самых уважаемых женщин на селе. Спустя время она возвращалась с первым урожаем орехов — собранное количество считалось нормой для каждой женщины.

Затем уже все — девочки, молодые девушки, старушки — отправлялись в лес, где расстилали ковры и складывали собранные орехи в общую кучу. Вскоре к ним присоединялись мужчины, и начиналось настоящее гулянье — народ устраивал всеобщее веселье с песнями и плясками.

Селяне старались управиться с полевыми работами до начала осенних дождей. А затем ярко и радостно гуляли на Третий спас на городских ярмарках. В прежние годы вера была неотъемлемой частью жизни российского народа, а потому народные гулянья, чаще всего, совпадали с православными праздниками.

Горожане начинали торговать на ярмарках домоткаными холстами и полотнами. Одной из примет Орехового (Холщового) Спаса считалась необходимость хоть что-то приобрести на ярмарке холстов и полотен, которая ежегодно проводилась в этот праздник. Если же ничего в этот день не купить — существует опасность весь год провести в нищете.

Поверья на Третий Спас

На Ореховый Спас женщины молятся Феодоровской иконе Божией матери о благополучном разрешении от бремени [en] , о том, чтобы новорожденных удалось выкормить грудным молоком, о помощи в семейных и житейских делах.

Также есть поверье для незамужних девиц. Мама девицы, которой необходимо выходить замуж, должна обойти девять домов и попросить в каждом по ореху. Принести их домой и дать съесть своей дочери.

Верили, что в этот день бесплодным супругам можно было просить детей [en] у орешника. После просьбы необходимо собрать столько орехов, сколько лет супруги живут вместе и положить их под ложе. А утром занести эти орехи в храм — освятить.

Дети, рожденные 29 августа, всегда будут сильными и здоровыми [en] . Бабушка такому ребенку должна сделать талисман из трех орехов, который висит над кроваткой до годика. А потом его прячут, используя только во время болезни.

Поговорки и приметы на Ореховый спас

Из народных примет на Спас большинство связано с природой и погодой. В это время уже начинается отлет на юг птиц, особенно ласточек и журавлей.

  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет морозно.
  • Третий Спас хлеба припас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Зимняя опока на деревьях обещает хороший урожай на хлеб.
  • Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне.
  • Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают.
  • «Хорош Хлебный Спас — зимой будет квас», — приговаривали в этот день.

Существовали и специальные приметы. Вот некоторые из них.

  • Если уродился хороший урожай орехов, значит, год прошел как надо, и людей ждет сытная зима.
  • Первый сорванный в этот день орех нужно съесть, а вторым поделиться со случайным прохожим, считалось, что это избавит от порчи и сглаза.
  • Если при сборе орехов один из них упал на голову, значит, жди денег или удачи в делах.

Уборка и сев зерновых на Хлебный спас

На Хлебный спас на Руси принято было сеять озимые, а вот яровую пшеницу к этому времени следовало уже всю убрать. Если на полях оставались несжатые полосы, считалось, что это к голоду. Запоздавшим с уборкой соседям помогали всем селом.

Собирая урожай, оставляли немного колосьев, которые торжественно убирали как раз на Хлебный спас, приговаривая: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь».

Были и такие заговоры, которые должны были принести жнецам силу: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу», «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива».

Гадания на Ореховый (Хлебный) спас

Девушки гадали[en] на любовь[en] и при помощи орехов загадывали желания.

  • Сорвав орех с дерева, его нужно съесть и по вкусу определить, каким будет следующий год. Сладкий и вкусный — к удаче в любовных делах, горький — к разочарованию и измене любимого, неспелый — к важным новостям и изменениям в жизни, гнилой — к неприятностям и даже к горю.
  • Брали наугад один из сорванных орехов и раскалывали его, задумав желание. Вкусное, крупное ядро означало исполнение желания, а пустой или гнилой орех сигнализировал, что задуманное вряд ли исполнится.
  • Загадав желание, девушки брали в руки горсть орехов и считали, сколько удалось захватить. Четное число означало исполнение желания, а нечетное — не судьба.
  • Особенно ценились два сросшихся ореха, такая находка могла либо сулить денежный доход, либо помощь в налаживании отношений с любимым. Для удачи в делах орех прятали в кошелек, причем обязательно левой рукой. Эту сулило финансовое благополучие на весь будущий год. А для поправки любовных дел двойной орех нужно было разделить пополам и съесть вместе с любимым человеком.
  • Также считалось, что при помощи двойного ореха можно узнать, исполнится ли желание. Для этого одну половинку ореха нужно съесть, а вторую — бросить назад через левое плечо и молчать до трех пор, пока кто-нибудь не задаст вопрос, на который будет только два ответа — «да» или «нет». Если нужно сказать «да» — желание исполнится, ну а если «нет» — ждите следующего Орехового спаса.
  • В этот день было принято освящать новые колодцы, ходить вокруг них крестным ходом, чистить «святые» источники и пить из них воду.
  • В церкви также освящали хлеб из зерен нового урожая и лесные орехи.

Застолья и блюда на Ореховый Спас

Наши предки в этот день всегда приглашали к себе в дом гостей, устраивали застолья. Хозяйки готовили всевозможные яства из мяса и рыбы (Успенский пост к Третьему Спасу заканчивался, значит, можно лакомиться запрещенными во время поста продуктами). Женщины на Хлебный спас пекли пироги да хлеба с грибами, орехами, причем добавляя столько стаканов муки, сколько членов в их семье.

Утром вся семья собиралась за общей молитвой, ели хлеб с медом, а также потчевали друзей, знакомых и соседей. Затем мужчин провожали на поля с хлебом и солью. На телегу укладывали по три снопа, потом клали рожь для посева. Гречневой кашей мужчин потчевали на поле, а после посева озимых – вся семья угощалась гречневой кашей за домашним столом.

Праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, следует попробовать все блюда, тогда следующий год будет радостным и тучным, любое желание исполнится, а в кошелек рекой потекут деньги.

Блюда на Ореховый Спас вкусны и питательны:

  • всевозможная выпечка;
  • кушанья с орехами и медом;
  • медовые, ореховые сладости;
  • настойки на орехах.

Колдуны и знахари готовили свои лечебные настои с перепонок орехов именно 29 августа, запасались в этот день корой, веточками и листьями орешника для лечения болезней и проведения всевозможных ритуалов.

Банные веники из орешника, связанные в день Орехового Спаса, избавляют от многих хворей. Наши предки были уверенны, что на Третий Спас ореховые ветви наполняются особой магической силой.

Стихи и поздравления на Третий спас

Закончен пост Успенский,
Спаситель на пороге.
В народе кличут Третий:
Ореховый и Хлебный.

И радостно и ярко
На Третий спас гуляют.
Орехами и хлебом
Всех дружно угощают.

И все спешат поздравить
Друг друга с Третьим спасом
И пожелать достатка
И дома — полной чаши.

Если хлебом кормят вас —
На пороге Третий спас,
Хлебный спас, Ореховый.
Пусть придет с успехами,
Щедрым урожаем,
Всем, чего желаем.
В каждый дом пусть принесет
Радости на целый год.

Сегодня, в Ореховый спас,
У Бога прошу я за вас:
Чтоб было поменьше печалей,
Чтоб горя вовек вы не знали,
Чтоб он вас хранил неустанно
Для близких, родных и желанных,
Не знали ни в чем недостатка,
А жизнь была долгой и сладкой! (Алексей Громов)

Белка в заботах сегодня с утра,
Сбора орешков настала пора.
Славный созрел на полях урожай!
С новой муки испекла каравай.

Ждёт к себе в гости всех милых друзей,
К ней собирайтесь на праздник скорей!
Даже ворона всю ночь не спала,
Пёрышки чистила долго она.

Знают вокруг про ореховый спас,
С этого дня тащат всё про запас.
День убывает и скоро зима,
Надо спешить заполнять закрома.

Спас ореховый пришел,
Дух святой в избу вошел,
Двери в сени отворил
И семью благословил
Все от мала до велика
Помолились перед ликом,
Праздник люд честной встречает,
По старинке отмечает
В этот светлый добрый час [en]
Мы спешим поздравить Bас!
Вам от души желаем счастья,
Чтоб обходили Bас ненастья,
Чтоб о невзгодах Bы забыли,
Чтобы Bас близкие любили,
Удачи, счастья, светлых дней
И только преданных друзей!

Со Спасом Ореховым в окна влетает
Пускай бесконечная чудо-любовь,
И из дому силой своей изгоняет
Печали и беды, пороки и боль
Пусть будут дыханием тёплым согреты
Ваши сердца [en] в этот праздничный час,
И добрыми будут закаты, рассветы,
Успех пусть сияет только для Bас!
Орехами с мёдом гостей угощайте,
Пусть полнится славным достатком Bаш дом,
Любимых целуйте, друзей обнимайте,
Пусть лето сгорает за Bашим окном!

Наступил светлейший праздник,
Спас Ореховый пришел,
Пост закончился Успенский,
Пусть всем будет хорошо!

Третий спас подарит счастье
И здоровьем одарит,
На закате лета ждет нас
Жизнь без боли и обид.

Любовь, достаток и удачу,
Господь пошлет пускай для вас,
Здоровье крепкое в придачу!

Пусть Спас Ореховый придет
С уютом, миром и добром,
Веселье, радость принесет,
Сердца наполнив волшебством!

Вот постучался в двери Хлебный Спас,
Поздравить с этим днём хочу я Вас:
Пусть в доме будет много хлеба
И океан любви до неба!

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂

И чуть ниже оставьте комментарий.

Вступайте в группы, чтобы не пропустить новости:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Третий Спас

Автор: Olga · Опубликовано 30.06.2015 · Обновлено 03.09.2018

Последний праздник щедрого лета, время окончания сбора урожая, последний из трех Спасов Ореховый, Холщевый, Хлебный, Спас на полотне приходится на 29 августа. В этот день подходит к завершению Успенский пост, поэтому наши предки отмечали этот праздник с особым размахом.

Ореховый Спас

В этот день приступали к заготовке лещины и грецких орехов (в южных районах). На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку.

Неспроста, пищей для ума считали орехи древние Русичи. Дело в том, что лесные орехи такие, как лещина и фундук, содержат в себе ценный уникальный комплекс микроэлементов и биоактивных компонентов, оказывающих благотворное влияние на сердечно-сосудис тую систему.

По своим целебным свойствам кедровые орешки ничем не уступают земляным. Напротив, даже их превосходят. Масло, извлекаемое из кедровых орехов гораздо ценнее оливкового. Спиртовые настойки кедрового ореха эффективно используются в традиционной медицине при лечении заболеваний суставов. Все орехи относят к высококачественн ой диетической, питательной пище, их белок прекрасно заменяет животный.

Хлебный Спас

«Третий Спас – хлеба припас», время окончания Успенского Спаса было временем окончания жатвы. Причем, урожай к этому дню полагалось не только собрать, но и смолоть. Хозяйки пекли хлеб и пироги из новой муки. Поэтому святили в церкви не только орехи, но и пышные караваи.

Окончание страды сопровождалось древними, имеющими языческие корни , обрядами. Так в деревнях средней полосы России было принято оставлять полоску (кулижку) на один сноп с зерном самого высокого качества напоследок, к Хлебному Спасу. Кулижку жали последней, приговаривая: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь».

Срезанные пшеничные колосья складывали кучками, последнюю из них следовало вырвать из земли руками с такими словами: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу». Далее крестьянки пересчитывали кучки, если выходило их нечетное количество, то семью ожидали перемены, либо умрет кто, либо девку замуж выдадут.

В других областях, наоборот, кулижку оставляли «Илье на бороду» на поле не сжатою. После этого жницы шли к реке или озеру, где совершали символическое обмывание серпа: «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива».

По окончании жатвы жницы пели веселые песни, собирали ритуальный сноп, украшая его лентами и бусами, несли его тожественно к дому, у порога «именинника» окропляли свяченой крещенской водой.

Последними колосками крестьянки обвязывали серпы, клали их под образа и в таком виде хранили до следующей жнивы.

Холщовый Спас

На это же время приходится окончание ткацких работ, полотна ткани были сотканы, отбелены и покрашены. Вместе с караваем несли люди холсты на освящение в церковь. Только после этого их использовали для пошива детской одежды или везли на ярмарку, на продажу. Ох и славные были ярмарки на Руси в старые времена на Холщовый Спас!

Христианские традиции празднования Третьего Спаса – дня величания Нерукотворного Образа Христа

Правитель месопотамского города Эдесса (сейчас Турция) страдал проказой. Прослышав о чудесах исцеления, творимых Христом, послал царь к нему живописца Анания с тем, чтобы тот написал портрет Мессии. Как ни пытался Ананий написать портрет Христа, ничего не вышло. Иисус, устав сидеть, позируя художнику, взял полотенце и вытер им пот с лица. В тот же час лик Христа отпечатался на нем. Взял один из учеников Мессии полотенце, привез больному правителю, и исцелился царь.

Почти век Нерукотворный Образ Христа хранился в Эдессе. 29 августа 944 г.н.э. его перевезли в Константинополь. Спустя 2 века чудотворная реликвия была утеряна во время одного из средневековых крестовых походов. В 1204 году в Средиземном море затонул корабль, на котором его перевозили.

Поскольку нерукотворный образ принадлежал восточному обряду, то, вероятней всего, первые древнерусские и византийские иконы с ликом Христа были писаны именно с этой древней реликвии.

Хорошей традицией было в эти дни помогать неимущим соседям (вдовам, солдатским матерям, сиротам) справиться с уборкой урожая до осенних дождей. Жаль, что эта традиция помогать «всем миром» не сохранилась до наших дней, чаще всего мы отворачиваемся от бедных и незащищенных людей.

На праздник Нерукотворного Образа полагалось идти на службу в церковь с корзинкой, наполненной щедрыми дарами лета:

Отслужив торжественный молебен, православные отправлялись с Крестным ходом к убранным полям с благодарением за щедрый урожай и просьбами подарить более хороший в будущем году.

Богатая снедь из праздничной корзинки попадала на праздничный стол, на который уже кроме постных, ставили уже и мясные, и рыбные блюда. Но царили в этот день на столах, разумеется, пироги, испеченные из муки нового урожая.

Часто в деревнях устраивались мировые пиры, на которых все жители собирались за общим столом, отдыхая и обсуждая окончание страды, веселясь и запивая вкусную снедь братским пивом. Возле стола водружали «именинника» — праздничный сноп, вокруг него, как правило, пели песни и водили хороводы.

«Жнивка, жнивка, отдай мою силку,
На пест, на мешок, на колотило,
на молотило
Да на новое веретено».

По окончании гуляний «именинника» заносили в избу в красный угол, где полагалось ему стоять до конца зимы. С его помощью предсказывали будущий урожай. В конце зимы, перед тем как обмолотить дожиночный сноп, из него в произвольном порядке вытаскивали три колоска. Далее зерна из колосков высеивали в разные ящички и дожидались всходов.

  • Первый колос дал дружные всходы – жди хорошего урожая от раннего сева.
  • Зерна третьего колоса густо заколосились – поздние посевы дадут тучный урожай.

На Третий Спас было принято заготавливать ореховые ветки. Считалось, что в это время они приобретают магическую силу. Из орешника делали обереги на счастье для дома и членов семьи. Ореховые ветви включали в банные веники, считалось, что они способны излечить любую хворь.

В этот день, также как и на Мокрый Спас , наши предки чистили колодцы и освящали воду. Запасались водой из подземных источников, ведь она в этот день была наделена волшебной целебной силой.

Третий спас для наших предков являл собой границу между окончанием жнивы и началом высевания озимых. Крестьяне старались завершить летний цикл полевых работ до наступления сырой осенней непогоды. Поэтому в деревнях особо пышных празднеств не устраивали, в отличие от городов и местечек с их великоденскими гуляньями.

Приметы и поговорки на Третий Спас

К Третьему Спасу следили за отлетом птиц. Отлетели журавли – жди на Покрова морозов. Если аист за неделю до праздника приготовился улететь, то грядет ранняя, морозная зима и теплая весна. Аист отлетел после Спаса – жди поздней теплой зимы и холодной весны.

  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на гумне.
  • Орехи дали щедрый урожай – джи богатых хлебов в следующем году.
  • Два года подряд орехи щедро не плодоносят.
  • Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
  • Пришел Спас – и лето от нас.

История праздника Ореховый Спас — 13 сведений о том, как его отмечают

Ореховый Спас ‒ православный праздник, отмечаемый 29 августа по новому стилю. Этот праздник замыкает собой череду Спасов: первый ‒ Медовый Спас (14 августа), второй ‒ Яблочный Спас (19 августа), третий ‒ Ореховый Спас. Издревле с этим праздником связано много примет и обрядов, которые соблюдались нашими предками неукоснительно, в надежде на благополучный и доходный год.

Факт 1-й

До сих пор культурологи, теологи, языковеды и ученые, изучающие древнеславянскую культуру, дискутируют о происхождения всех трех Спасов: являются ли они языческими или христианскими. Удивительно, но факт, что в этих праздниках причудливо переплелись и языческие традиции, и христианские, придав тем самым особую уникальность и неповторимость традициям их празднования.

Факт 2-й

Ореховый Спас ‒ многоликий, в отличие от своих предшественников. Этот праздник называют Холщовым Спасом, Спасом на Полотне, Нерукотворным, Хлебным, Малым или другими именами ‒ Третий Калинник (на территориях бассейна реки Енисей), Бороздень или Брязже (в Смоленской губернии).

Все названия этого Спаса свидетельствуют о его бытийной (духовной) и бытовой значимости для народа:

  • Названия, связанные со Спасителем, своим происхождением обязаны легенде о полотнище, на котором проступил лик Христа после того, как он им вытерся.
  • С календарными хозяйственными работами: Ореховый ‒ созревание орехов, Хлебный ‒ выпекание хлеба из зерна нового урожая и посев озимой ржи.
  • С природными явлениями: Калинник ‒ красные молнии, которые сверкают на вечерней заре (по преданию древних славян, это явление связано с Богиней Зарёй, которая в эту пору собирала неприкаянные души), Бороздень ‒ появление бороздок на полях из-за проливных дождей.

Факт 3-й

По церковному календарю Ореховый Спас официально называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который отмечается в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.

Факт 4-й

Холщовый Спас считается полупраздником, так как его в основном праздновали женщины, и основные праздничные обряды были связаны с чисто женскими бытовыми делами.

Факт 5-й

Хлебный Спас знаменует собой окончание календарного лета и окончание Успенского поста, а потому в этот период готовились разные блюда, которые подавались к праздничному столу: хлеб и пироги из муки нового урожая, орехи, яблоки, мед и обязательно хлебный квас. Согласно преданиям, отведав все блюда, можно было обеспечить себе благополучный и удачный год.

Факт 6-й

На Ореховый Спас проводились самые большие ярмарки, на которых продавали холсты и готовые холщовые изделия. На ярмарках обязательно устраивались народные песнопения и гуляния.

Факт 7-й

Особо этот день почитался у лекарей и знахарей, так как именно в этот праздник орешник наполнялся магическими силами. Интересно, что по верованиям ведьмы именно в этот день заготавливали свою волшебную палочку из орешника.

Факт 8-й

Хозяйки в этот день заготавливали лечебный эликсир от простудных заболеваний: в каждом доме делали настойку из перегородок орехов и водки или самогона, а настаивалась она в течение 30 дней в темном месте.

Факт 9-й

В этот день орехи использовались и как инструмент для гадания. Загадав желание, нужно было расколоть орех. В зависимости от состояния ядра и истолковывалась вероятность его исполнения: гнилой, пустой орех ‒ желанию не суждено сбыться, если ядро крупное ‒ желание непременно исполнится.

Факт 10-й

На ореховый Спас заготавливали веники из орешника для бани. Примечательно, что к ореховым веникам не добавляли веток из других растений, так как это, по народным верованиям, снижало лечебные свойства орешника, и даже старались эти веники хранить отдельно от остальных.

Факт 11-й

Важным обрядом в этот день считалось освящение в церкви испеченного из нового урожая хлеба и орехов. До этого времени орехи в пищу не употребляли. Важная христианская составляющая этого дня ‒ благодарение Господа Бога за хлеб насущный.

Факт 12-й

Ореховый Спас совпадает с днем памяти Диомида ‒ врача-христианина, которому молятся об исцелении не только физических, но и душевных недугов.

Факт 13-й

Считалось, что в Холщовый Спас обязательно надо что-нибудь приобрести , чтобы весь год прошел в достатке и благополучии.

Не столь важно, является ли Ореховый Спас праздником языческим или же относится к православному календарю ‒ любому человеку не помешает сохранить в себе немного тепла уходящего лета, чтобы весь следующий год чувствовать себя бодрым и здоровым!

Ореховый спас: история праздника и традиции

Ореховый спас отмечают 29 августа. В православном мире у лета долгие и веселые проводы: на август выпадает сразу несколько значительных церковных дат.

После завершения Успенского поста и празднования Успения Пресвятой Богородицы, финальным аккордом отмечают Ореховый спас. 29 августа люди готовятся к приходу осени и благодарят природу за щедрый урожай.

История праздника Ореховый спас

То, что в народе почитают как шумные проводы лета, церковь трактует по-своему. Верующие отмечают в этот день перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в город Константинополь. Или, коротко говоря, Нерукотворный спас.

Согласно преданиям, заболевший проказой эдесский царь Авгарий уверовал во Христа, ни разу его не видев.

Чтобы помолиться хотя бы его лику об исцелении, он послал живописца сделать портрет Иисуса. Но труды художника были напрасны, ему не удалось запечатлеть лицо Спасителя.

Христос увидел его старания, узнал о просьбе царя, а затем попросил у мирян полотенце и воду. Иисус умылся и вытер лицо, как вдруг чудесным образом его лик отпечатался на полотне.

В последствии этот холст был передан в Эдессу и оказался чудотворным: царь быстро излечился от проказы. Нерукотворному образу стали поклоняться, именно с него написаны первые иконы, изображающие Иисуса Христа.

Народные обычаи – как отметить Ореховый спас

Праздник также называют Спас на полотне, Третий, Хлебный, Нерукотворный или Холщовый спас, но более всего закрепилось слово «Ореховый».

К концу лета в лесу поспевали орехи и начинались организованные сборы ценного продукта.

Первой в чащу посылали пожилую даму и ждали, сколько лещины ей удастся набрать. То, что приносила женщина, становилось эталоном: остальные мужчины и девицы должны были собрать столько же или больше. Добытые орешки освящались в церкви.

Хозяйки в этот день не скучали. Они готовили к столу ароматную выпечку с фундуком, медом, грибами и маком. Главным угощением во время застолья становился роскошный каравай, испеченный из муки урожая этого года.

Орехи заготавливали на зиму как ценный источник витаминов и микроэлементов. Хранились они хорошо, и потому в тугое, суровое время заменяли овощи и фрукты.

Из древесины орешника делали кресты, из веток мастерили обереги. Их вешали на входную дверь, защищая жилище от нечисти и сглаза.

Заботливые хозяйки старались заготовить в этот день и целебную настойку. Ее делали из водки и грецких орехов (точнее, из их горьких перемычек), и использовали в течение года при болезнях.

Кроме того, именно в этот день плели банные ореховые веники, причем сушили их вдали от прочих. Верующие наделяли их особой силой, полагая, что те способны и исцелить, и сил придать.

Среди обычаев на третий, Хлебный Спас, обязательным было посещение баньки. Парились свежими вениками, собранными их веток орешника, укрепляя веру, тело и дух.

В эти даты сеяли озимую рожь. Женщины устраивали для мужчин, идущих в поле, торжественные проводы – с хлебом и солью. Днем молились о добром урожае, а вечером непременно готовили пирог с ароматной кашей.

Ореховый или Хлебный спас: приметы и суеверия

По лесу в эти дни бродили осторожно, особенно в вечерние часы. С собой всегда брали защитные обереги.

Все потому, что крестьяне верили: в августовский день ведьмы отправляются в чащу за древесиной орешника, чтобы изготовить из нее волшебные палочки. Может, не зря это дерево считали магическим?

Крестьяне полагали, что одновременно хлебом и орехами природа в должном объеме не балует. Поэтому, если в одном году выше всех похвал был урожай орехов, значит, на будущее лето хорошо вызреет хлеб.

Многие птицы (журавли, ласточки) на Ореховый спас вылетают на юг. Если на август выпало много гроз, значит, осень будет теплая, комфортная и сухая.

Раньше 29 августа стартовали народные ярмарки, повсюду начинали торговать холстами и не только. Время для купцов было очень прибыльным.

Считалось, что с праздника нельзя уходить без покупки, иначе не видать благополучия на следующий год. Поэтому народ сметал с прилавков практически все – красивые полотна, наряды для малышей, обереги.

Сегодня в этот день в церкви проходит обряд малого освящения. Прихожане могут принести корзины, наполненные орехами, медом, хлебом, садовыми фруктами и другими продуктами земледелия.

Кроме того, на Третий спас освящают колодцы, воду и питьевые источники.

Третий летний спас, льняной или «на полотне»: история и традиции праздника

В древнейшей русской народной традиции главными календарными праздниками года были Коляда, Яро, Красная Горка и Овсень.

Мы знаем, что отмечали они так называемый «Крест Года», то есть зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия:

Коляда – это Зимние Святки: 18 декабря -19 января

Яро-Троицко-Купальский цикл: 22 мая – 22 июня

Красная Горка-Масленица: 22 февраля – 22 марта.

Логика подсказывает, что последний из названных выше праздников года Овсень должен быть приурочен к дню осеннего равноденствия.

22 сентября в православной христианской традиции – это день Рождества Богородицы. Но в отличие от всех других вышеназванных главных праздников его не предваряют никакие архаические обрядовые действия, длящиеся целый месяц. Кроме того, как отмечали исследователи ХIХ в., в русской народной традиции «овсени», «авсени», «усени», «таусени» – обрядовые песни, зачастую очень архаического содержания, исполнявшиеся во время Зимних Святок.

Так в чем же дело?

Для выяснения этой странной ситуации нам имеет смысл вспомнить, что сам термин «авсень» (овсень, усень, таусень) восходит к глубочайшей индоевропейской древности и близок к балтийским (литовским, латышским) наименованиям зари – Усиньш, Аушра. И все они, в свою очередь, восходят к имени древнеарийской богини – Ушас, воспетой во множестве гимнов Ригведы. Причем воспевалась Ушас не в одной, а в двух ипостасях, как 30-дневная вечерняя заря, предваряющая полярную ночь, и как 30-дневная утренняя заря, знаменующая собой рождение и приход нового молодого Солнца.

Однако, прославленная в гимнах Ригведы, богиня Ушас в послеведический (индийский) период жизни ариев теряет свое значение, что вызывает закономерное удивление у современных исследователей. В.Н. Топоров отмечает, что:

«Вне Ригведы Ушас появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает», хотя «архаичность образа Ушас несомненна; её сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой Матери».

Объяснение этому феномену мы попробуем найти, как это успешно бывало уже не раз, в северорусской народной традиции, сохранившей до наших дней такие архаические черты, которые древнее не только древнеегипетской и древнегреческой, но и ведической архаики.

Итак, если все обряды важнейших календарных праздников года длятся, как правило, не менее месяца, то остается предположить, что обряды, предваряющие день Осеннего Равноденствия, тоже должны были длиться не менее месяца, то есть начинаться 21-22 августа.

День 22 августа в русской народной традиции ничем особенным вроде бы не отмечен. Но вот 19 августа на Руси праздновали и празднуют Яблочный Спас, а перед ним 14 августа – Спас Медовый. Весь цикл этих праздников завершается 29 августа Третьим Спасом – Льняным или Спасом на полотне.

Первый Спас – Медовый (или Мокрый) праздновали 14 августа. Христианская православная церковь отмечает в этот день Обретение Животворящего Креста Господня. На Медовый (Мокрый) Спас кропили мёдом воды озер и рек, купали в них скот, купались сами и купали детей. Дети 6-7 лет перед купанием пускали по воде свои рубашки, а после него одевали новые, ещё не стиранные рубахи. Это был знак прощания с беззаботным детством и приобретения нового социального статуса – учеников. А получали они этот статус именно потому, что омывались в «медовых водах». Вспомним древний гимн Ригведы, где с мёдом связаны образы Неба и Бога Творца:

«Мёд навевают ветры благочестивому,

Мёд струят реки,

Мёдовыми для нас да будут растения!

Мёдом пусть будет небо – наш отец!».

Этому древнему тексту вторит русский народный заговор, записанный в конце ХIХ в. в Вятской губернии:

«На острове Буяне идёт сам Царь с медовыми устами».

Так как в северорусских говорах слово «буй, буян, буево» – это кладбище, погост, а шире – «Тот Свет», то в данном заговоре речь идет не о простом Царе, а о Царе небесном или о «Небе – нашем отце». Вспомним приговор, с которым северорусские женщины в ночь на Ивана Купала собирали волшебные лечебные травы:

В санскрите, языке древнеиндийской культуры, со словом «мадху» (мёд) связаны такие понятия, как: сладкий, приятный, прелестный, нектар, молоко, святой, священный, а также – мудрость, ум, разум, проницательность, жизненный опыт. В.А. Васигин в связи с древнеарийскими домашними обрядами отмечал:

«У индийцев мёд в древности символизировал сущность жизни, бессмертие, он обладал будто бы оплодотворяющими способностями и поэтому его вместе с маслом лили в первую борозду».

Второй Спас – Яблочный или «Спас на горе» празднуется ровно через 5 дней после Первого Спаса – 19 августа. В православной христианской традиции это праздник Преображения Господня. В этот день впервые разрешается есть яблоки, которые в индоевропейской традиции символизировали жизненную силу, красоту, вечную молодость. Достаточно вспомнить древнегреческий миф о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению матери-Земли Геи «выросла в далекой древней Гиперборее». У подножия её бил из недр ключ живой воды – воды бессмертия. Именно за этими яблоками и ходил в Гиперборею герой Геракл. Здесь же уместно вспомнить и золотые молодильные яблоки, которые даются в руки только чистым душой героям русских народных сказок. И, наконец, золотое яблоко – древнейший символ Солнца.

Через 10 дней после Яблочного Спаса празднуют последний Третий Спас – «Спас на полотне» или Льняной Спас. Празднуют спокойно, тихо и даже с некоторой грустью.

Возвращаясь вновь к Спасу Медовому, подчеркнём, что он празднуется 14 августа. Но ведь именно в этот день люди, живущие на широте Соловецких островов, впервые зажигают свет в домах. Завершается полярный летний день. Не приходится сомневаться в том, что и много тысячелетий назад люди, жившие на этих широтах, также впервые именно в этот день зажигали огонь, чтобы осветить свои жилища. Начиналось медленное прощание с угасающим, уходящим в ночь летним солнцем.

Отметим также, что крест и крест в круге с глубокой древности это символы Солнца. В православной христианской традиции Христос прямо назван «Солнцем Мира», а Богородица «Зарею». Так что праздник Обретения Животворящего Креста Господня, отмечаемый 14 августа имеет гораздо более древнюю историю, чем могло бы показаться на первый взгляд.

Через 5 дней после Первого Спаса Золотое Яблоко Солнца начинает своё Преображение в новую ипостась – Зарю. А ещё через 10 дней Солнцу раскинут широкую ровную полотняную дорогу в Ночь и последующее Возрождение. Отсюда выражение «скатертью дорога», но совсем не в том уничижительном смысле, который в него вкладывают сегодня.

Но! Хотя Первый и Второй Спас празднуются в настоящее время с 14 по 19 августа, у нас есть веские основания считать, что в глубокой древности весь этот цикл длился 8 дней и завершался к 22 августа.

Во-первых, потому что 8 – это сакральное число Солнца, символом которого была восьмилепестковая розетка. Причем это символ летней женской ипостаси Солнца, трансформирующейся затем в Вечернюю Зарю. Это также знак тех 8 месяцев, в течение которых Солнце светит в полярных широтах, так как остальные 4 месяца года отданы угасающим и разгорающимся Зорям, полумраку и мраку Полярной Ночи. Отметим также, что в православной христианской традиции восьми лучевая звезда или восьми лепестковая розетка – знак Богородицы, что нетрудно заметить на православных иконах.

Судя по древним текстам Махабхараты, Упанишад и гимнам Ригведы, в течение месяца до ухода Солнца должны были быть зажжены 4 костра, ориентированные на все четыре стороны света. Их огонь нужно было поддерживать непрерывно до нового появления Солнца после полярной ночи. И не только дровами, но и священными гимнами – распевами, которые непрерывно звучали всю долгую ночь. Заметим, что именно на севере, под Полярной Звездой и созвездием Большой Медведицы помещает древнеиндийский эпос Махабхарата обитель праведников и божественных мудрецов риши, создателей гимнов Веды и всех знаний. Они великие брахманы, т.е. несущие Брахмо, наполненные Брахмо, постигшие Брахмо. А «Брахма» (или «Брахмо»), как гласит первая книга Махабхараты «Адипарва», это:

«То, что зародилось во тьме и было «подлинным светом, чудесным, непредставимым, вездесущим, который есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального».

В другой книге эпоса «Ашвамедхипарве» расшифровывается то, что стоит за понятием «Брахма» – его здесь называют «эфиром». Текст гласит:

«Эфир – высший из элементов… У него есть лишь одно свойство и называется оно звуком». Считалось, что эфир порождает семь звуков и ещё аккорд (то есть 8)».

Брахманы поэты, музыканты, мудрецы озвучивали гимны в той мере, в какой они наполнены «брахмо», то есть светом, а точнее, сверхсветлым светом, эфиром, звучанием светового Космического Закона.

В гимнах Ригведы постоянно говорится о соревнованиях мудрых поэтов, потому что зажечь первый костёр мог только мудрейший, наиболее «любимый Огнем» – земной манифестацией Света во время полярной ночи. Во многих гимнах Ригведы Огонь прямо называется «вдохновенным поэтом», говорится, что «на службе у него поэты, действующие мудро». Огонь назван «поэтом, которого надо призывать хвалебной песнью» и говорится, что именно «благодаря поэтическому искусству он [огонь] породил это потомство людей», а «его усиливают эти гимны». Огонь «погоняют поэтические мысли, десять пальцев жрецамузыканта». Гимны утверждают, что Огонь (то есть Свет) «по вспышкам вдохновения превосходит любого искушенного жреца», а «мудрые поэты ведут по следу Агни, каждый у себя в сердце храня нестареющего». В гимнах говорится, что Огонь поддерживается «руками, ногами, голосами», то есть ритуальной пляской и пением. Поэт-музыкант создает новый гимн в процессе «творческого горения» и «озарения». Вдумайтесь в бесконечный древний смысл этих слов!

Таким образом, обряды, начинающиеся 14 августа, начинались как соревнования поэтов, музыкантов-исполнителей (где все эти ипостаси в одном лице) за право зажжения первого священного костра. Заканчивались же они через 8 дней – 22 августа. А после восьмидневного очищения (всё-таки поэты – люди, а не боги, и в процессе соревнования им присущи и желание победы, и гнев, и зависть, как говорят об этом гимны Ригведы) победитель зажигал 29 августа первый костер-символ и воплощение Света. Первый прощальный костер на дорогу в ночь. Ну а мы сегодня празднуем в этот день Льняной Спас или «Спас на полотне». В течение последующих дней до 22 сентября будет зажжено ещё 3 костра.

Кроме состязаний поэтов-певцов-музыкантов в обряд включались и соревнования бегунов. И это закономерно. Ведь неслучайно гимны Ригведы постоянно называют Огонь «самым стремительным» и «побеждающим в соревнованиях». О бегунах в гимне говорится, что «поддержанный тобой, бывший позади первого, почитатель твой, о Агни, оказался впереди всех». А ведь это текст из самой древней Мандалы Ригведы – Первой (I, 74).

Вспомним, что единственным соревнованием первых Олимпийских Игр в Элладе, которые вообще-то носили имя Огня – «Агонас», был ритуальный бег на один стадий. И начинались они в июле-августе. А Дельфийские (Пифийские) игры включали в себя соревнования певцов, музыкантов, поэтов, что абсолютно идентично северной (гиперборейской) традиции, которая, кстати, согласно древнегреческим преданиям, и легла в основу Дельфийских Игр. И начинались они в Элладе 1314 августа.

22 сентября – Праздник Рождества Богородицы, которую православная христианская традиция прямо именует Зарей. Во всех русских заговорах Зарю именуют только «Красной девицей». Она станет «Зарею-матерью» Солнца только после долгой полярной ночи, когда превратится из Вечерней Зари в Утреннюю. Перед уходом её угощают яблоками на Яблочный Спас. Потом, провожаемая священными кострами, заменившими её на время Ночи, она угаснет. И всю долгую зимнюю ночь будет спать «в твердыне на горе» у своих семи братьев – семи звезд Большой Медведицы – Семи мудрецов Великих Риши. Ведь именно там проводит зиму ведическая богиня зари Ушас – русская Авсень, Усень, Таусень.

Вспомним «Сказку о мертвой Царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Царевна ведь тоже спит в «твердыне на горе», куда отнесут её семь братьев. И уснет она сном, похожим на смерть, съев яблоко.

Утренняя Заря, проснувшись, станет матерью Солнца, окончательное рождение которого мы с вами и сегодня празднуем 7 января, на Зимние Святки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ритуальные песни «авсени», «усени», «таусени» пели в это время. Так люди призывали и славили молодую Зарю – Мать нового, животворящего Солнца.

Возвращаясь к тому «странному» обстоятельству, что «вне Ригведы богиня зари Ушас появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает», мы можем объяснить это тем, что на полуострове Индостан, куда арии принесли и где сохранили до наших дней гимны Ригведы, сложившиеся в высоких северных широтах их прародины, не было многодневной Зари, предвещавшей приход Солнца. Как не было и нет Вечерней Зари, предшествующей двухмесячной зимней ночи.

Похожая ситуация была и на территории Эллады, куда, как и на полуостров Индостан, и в Переднюю Азию, и в Египет, и в Китай, и в Западную Европу первые индоевропейцы пришли на рубеже IV – III тысячелетий до н.э. Да, здесь проводились Дельфийские (Пифийские) Игры, как соревнования поэтов, музыкантов, певцов, бегунов. Но на этом все и кончалось. Начавшись 14 августа, они не имели логического завершения. Зачем все это и во имя чего? Традиция постепенно отмирает, оставив о себе память в виде только спортивных состязаний. Но первые «Агонас» ещё чтили древнюю традицию – они состояли из бега на один стадий, отмеренный Гераклом в северном Гиперборее. Нет на территории Греции 30-дневной вечерней Зари, некого провожать и молить о милости вернутся вновь после долгой зимней Ночи. Её в Греции тоже нет.

Но почему же, всё-таки, древние греки – эллины (букв. «дети Света»), которых в древнеиндийской и древнееврейской традиции называют «яваны», старались зажечь божественный Огонь именно 14 августа.

Вы помните русскую поговорку об «Яванах, не помнящих родства»?

И здесь нам придется обратиться к делам пяти тысячелетней давности.

В 3102 г. до наших дней, т.е. на рубеже IV – III тыс. до н.э. на Куруполе (Курукшетре) разыгралась чудовищная битва между двоюродными братьями. Битва за землю и власть над людьми. В этом сражении погибло, как свидетельствует Махабхарата, более миллиарда человек. Победа оказалась бессмысленной. Родственники убили друг друга, все сыновья победителей приняли мучительную смерть.

Война между пандавами и кауравами длилась долго, но вот решающая битва продолжалась 18 дней и закончилась к 23 августа 3102 г. до н.э.

Но исходя из этих дат, мы можем сделать вывод, что началась эта битва 5 августа.

А значит это, что в Священный день – День зажжения Первого Огня 14 августа и пандавы, и кауравы, и все, кто были с ними, вместо обязательного очистительного праздника и священного соревнования жрецов в результате устроенной ими бойни, начали первые поминки по убитым. Ведь от 5 августа до 14 августа ровно 9 дней, тех самых 9 дней, которые необходимы по арийской традиции, чтобы покойный приобрел «световое» тело, после чего совершается обряд поминовения усопшего. А так как битва продолжалась до 22 августа, то все остальные дни праздника превратились в сплошные поминки. 22 августа битва закончилась, потому что дальше воевать было просто невозможно. Начинались дни очищения перед зажжением первого костра из тех, что будут светить в ночи, провожая и встречая вновь богиню Зари Ушас – Богиню Мать Солнца, оскорблять которую было нельзя под страхом Абсолютной Смерти, Полного Небытия. И битва остановилась, разошлись по Земле «Иваны, не помнящие родства». Но память о том, что 14 августа нужно обязательно зажечь огонь и провести состязания поэтов, музыкантов, певцов и бегунов осталась.

В завершение хотелось бы напомнить об ещё одной битве, которая закончилась тоже 23 августа и тоже на Куруполе или Курском поле, только не в 3102 г. до н.э., а в 1943 г. н.э. в России.

Странная вещь история. И не случайно говорят о её «Колесе». Да, все возвращается на круги своя.

Так будем помнить об этом, о том, что никакое богатство, никакая власть не стоят того, чтобы проливать за них кровь. Причем, как правило, не свою, а чужую.

И будем верны завету, высеченному в Дельфах:

Ореховый спас (Третий спас)

Ореховый Спас отмечается 29 августа (16 августа по старому стилю) каждого года. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов . В Ореховый спас в храмах почитают перенесение Нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь, и начало сбора орехов.

Крестьяне на ореховый спас озимую рожь, а горожане начинали торговать полотнами и холстами.

Ореховому Спасу предшествует двухнедельный Успенский пост (с 14 по 27 августа) и праздник Успения Пресвятой Богородицы, с которым связывали окончание жатвы хлебов.

Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.

Другие названия праздника в народе: Третий Спас, Хлебный Спас, Спас на холстах, Холщовый Спас, Малый спас, Посевы.

Согласно древнему приданию, которое основано на найденном в IV веке документе, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.

И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.

Затем образ Иисуса Христа похитили мусульмане, и только через 9 столетий византийский император Михаил III смог его выкупить. 2

9 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого праздник. Его то и отмечают православные христиане 29 августа, называя Холщевым (Ореховым) Спасом.

Приметы на Ореховый спас

  • Если хороший урожай орехов, то и урожай хлеба на следующий год будет хороший.
  • Если журавли к третьему Спасу улетали, то на Покров должно быть морозно.
  • Уборку пшеницы следует закончить к Хлебному Спасу, иначе зерно может сгнить.
  • Гроза 29 августа – примета теплой осени.
  • Если на Ореховый Спас купить изделие из ткани, то весь год будет сопутствовать удача.
  • На Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой.
  • Если в этот день засушить кусок каравая или хлеба первого урожая и положить его за икону, он оградит семью от бед.
  • Если при сборе орехов один из них упал на голову, значит, жди денег или удачи в делах.
  • Если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек – такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.
  • Если на Ореховый Спас положить в кошелек два сросшихся ореха, следующий год пройдет в благополучии.
  • Если уродился хороший урожай орехов, значит, год прошел как надо и людей ждет сытная зима.
  • По вкусу первого съеденного в этот день ореха можно предсказать будущее. Сладкий орех сулит счастье и благополучие, горький – трудности и разочарование.

Что светят в церкви на Ореховый спас

Традиции на Ореховый спас

Главные традиции в этот день — богослужения; освящение орехов, хлеба, фруктов, меда; приготовление пирогов из муки нового урожая, настоек из орехов; сбор орехов; торговля холстами и полотнами.

На Ореховый Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху – рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.

Еще одно народное название Орехового спаса – Холщовый (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

В этот день делали из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Молодые девушки гадали по орехам и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех надо было обязательно съесть и по его вкусу определить что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий — к большой любви, горький орех — любимый будет изменять, если орех недоспел — жди важное известие, а если гнилой оказался — быть беде.

В этот день принято освящать воду и чистить колодцы. Считалось, что вода из подземных источников в это время целебная.

Ореховый спас поговорки

  • Ореховый Спас — хлеба припас.
  • Ореховый Спас на полотне, а хлебушек на гумне.
  • Коли хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи- урожай хлеба на следующий год.
  • До Петрова дня взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
  • Третий Спас спросит вас: хлеб жали, или в тени пролежали.

Поделиться в социальных сетях:

Вас также заинтересует:

  • Медовый спас
    Медовый Спас отмечается 14 августа (1 августа по старому стилю) каждого года. Это народно-христианский праздник с.
  • Успение Пресвятой Богородицы
    Успение Пресвятой Богородицы – одно из 12 главных православных торжеств, Богородичный праздник православной и католической.
  • День Акилы (Дозоры)
    Народный праздник День Акилы приходится на 27 июля (14 июля по старому стилю) каждого года.
  • Ульянов день
    Народный праздник Ульянов день отмечается 4 июля (21 июня по старому стилю) ежегодно. Православная церковь.
  • Трофим Бессонник
    Праздник Трофим Бессонник отмечается 5 августа (23 июля по старому стилю) каждого года. В церковном.

    Читайте также:  Почему слива червивая и что делать
  • Ссылка на основную публикацию