Старинные русские инструменты для земледелия: подборка с фото

Инструменты для уборки урожая

Если сев прошёл удачно, летом погода благоприятствовала, то со второй половины лета можно было приступать к уборке урожая.

Коса использовалась для скашивания травы на сено, на корм скоту. Ручная коса — это металлическое лезвие, которое крепится к косовищу за пятку (основание ножа).

Коса-горбуша периода Киевской Руси

Важный в сельскохозяйственном труде инструмент. Ими выполнялись многие виды работ. Они незаменимы при заготовке сена.

Разнообразие винтажных инструментов

XIX век стал веком инженерного прогресса: в этот период многие предметы быта, инструменты и приспособления совершенствовались, становились более удобными, прочными и функциональными. По тому, как они менялись, можно отследить развитие технологий обработки материалов и ведения сельского хозяйства. Это век расцвета промышленности, когда увеличивалось разнообразие товаров, и каждый ремесленник стремился делать свою продукцию более совершенной и качественной.

Помимо функциональности, инструменты обладали некоторой долей художественной эстетики. Их нередко украшали орнаментом, вензелями, одновременно служившими рекламой и средством идентификации создавшего их мастера. Конкуренция между изготовителями росла, поэтому каждый боролся за качество и авторитет, стараясь сделать свою продукцию привлекательной для покупателей.

Наиболее распространенным материалом для изготовления рабочих инструментов было относительно дешевое железо в сочетании с деревом. Деревянные рукоятки позволяли уменьшить вес, предотвращали скольжение.

Интернет-магазин «Лавка старины» сотрудничает с музеями и известными коллекционерами: мы привлекаем к оценке только квалифицированных, опытных и авторитетных специалистов.

Музыкальные инструменты

У каждой культуры имеется свой набор старинных инструментов, и Россия не является исключением. Как и в большинстве других стран, на Руси они были представлены всеми четырьмя типами:

  1. Хордофоны (струнные инструменты).
  2. Аэрофоны (те, что производят звук, используя воздушную трубку).
  3. Мембранофоны (любой тип барабанов).
  4. Идиофоны (другие ударные).

По сути, их можно разделить на струнные, ударные и духовые. Русские народные инструменты, картинки с названиями и описаниями которых можно найти в интернете, представлены огромным списком, поэтому имеет смысл выделить только самые значимые из них.

В 1648 году царь Алексей I под влиянием распространённых тогда в Русской православной церкви взглядов запретил использование всех музыкальных инструментов. Даже после того, как запрет прекратился, балалайка оставалась непопулярной до XIX века, около 200 лет. Она могла полностью исчезнуть, если бы не усилия по её сохранению одного увлечённого музыканта, благодаря которому и сегодня можно взять урок по игре на балалайке.

Традиционные промыслы и ремёсла на Руси: редкие исторические фото

Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное — это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными — возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства — коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов — уже деревня.

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет. Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии — «валенцами», а в Нижнем Новгороде — «чесанками».

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Плетение корзин для ложек

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

Читайте также:  Выращивание шпината, в том числе в открытом грунте, а также описание лучших сортов с характеристикой и отзывами

Семья за изготовлением ложек

Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.

За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

Следующий шаг — лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат — мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

С льняными пасмами

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.

Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

Вышивальщицы за работой

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства — постоянной статьёй экспорта.

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Часто игрушки на Руси называли «потешками». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.

Роспись глинянной игрушки

Изготовление деревяных потешек

Кроме того, начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Гончар за работой

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное — предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет. Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

Что выращивали древние земледельцы?

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Орудия труда русских крестьян

Русский народ издавна был народом-земледельцем. В Лаврентьевской летописи, повествующей о событиях начального периода русской истории, под годом 946-м говорится: «Все гради ваши. делают нивы своя и земле своя». Земледелие оставалось главной отраслью хозяйства России вплоть до начала XX в. Наряду с выращиванием зерна русские люди занимались разведением технических культур (льна и конопли), огородничеством и садоводством.

Основная часть аграрной продукции России производилась в крестьянских хозяйствах. Этим словом обычно называлось хозяйство, основанное на ручном труде и тягловой силе животных, работы в котором выполнялись отдельной семьей без применения наемного труда. Каждое крестьянское хозяйство имело определенное количество земли, а также определенный набор орудий труда и транспортных средств, предназначенных для работы на ней: орудия для пахоты, для сеяния, для уборки урожая, для обмолота и веяния. Кроме того, крестьяне использовали специальные механизмы и приспособления для переработки зерна в муку, семян льна и конопли в масло, их стеблей в волокно, а затем — в нити и ткани.

Все традиционные орудия крестьянского труда, за исключением почвообрабатывающих, были одинаковы на всей территории расселения русского народа. Для сеяния зерна, семян льна и конопли по всей России применялись корзины-севалки, для жатвы — серпы, для обмолота зерновых культур — цепы, для обмолота льна и конопли — вальки, для веяния — лопаты, для переработки зерна в муку в домашних условиях — жернова, большое количество зерна перерабатывалось на мельницах. Для переработки стеблей льна и конопли в волокно, а волокна в нить и ткань использовали мялки, трепала, прялки, веретёна, самопрялки, вьюшки, мотовила, бараны, сновалки, кросны – ткацкие станы.

Местное своеобразие всех этих орудий труда и приспособлений если и проявлялось, то лишь в отдельных деталях, не влиявших на их общую конструкцию. Так, например, севалки различались лишь материалом, из которого они были сделаны; цепы разных районов России – способом соединения била с рукоятью; прялки – размерами и орнаментацией лопасти, куда прикреплялась кудель, и т. п. Единообразие орудий крестьянского труда было обусловлено общностью технологического процесса, в котором они использовались на всей территории России. Разнообразие же почвообрабатывающих орудий было связано с природно-климатическими условиями и системой земледелия, принятой в той или иной местности.

Читайте также:  Помидоры Малиновое чудо: описание и характеристика сорта, агротехника выращивания томатов, особенности формирования, отзывы, фото

На большей части территории России основным пахотным орудием была соха — орудие с высоким прикреплением тяговой силы, хорошо приспособленное для обработки легких лесных почв с обилием мелких камней, корней кустарников и деревьев. Соха применялась там, где была распространена паровая трехпольная система земледелия, при которой одно поле ежегодно оставляли «в пару», «под паром» для восстановления плодородия почвы, а два других засевали озимой и яровой рожью. В центральных районах Европейской России наряду с сохой была известна косуля, применявшаяся для поднятия нови, а также для работы на черноземных и суглинистых почвах. Она имела, как и соха, высокое прикрепление тяговой силы, но отличалась наличием одного лемеха и резца вместо двух ральников, характерных для сохи.

Тяжелые черноземные почвы степных и лесостепных губерний России распахивали с помощью плуга — орудия с низким прикреплением тяговой силы, с одним лемехом и резцом. Для разрыхления земли после вспашки, перемешивания пластов и удаления сорных трав использовали бороны. По завершении работы сохой или косулей применяли деревянные бороны с деревянными зубьями, а после плуга — бороны (деревянные или металлические) с металлическими зубьями. Следует отметить, что все почвообрабатывающие орудия имели множество вариантов конструкции, что объясняется стремлением крестьян сделать их более совершенными, лучше приспособленными к почвам и климату той местности, где они использовались.

Каждый вариант того или иного орудия имел свое название, которое либо отражало особенности его устройства, либо указывало на место его бытования, например: соха-двусторонка, соха-односторонка, соха с брылей, косуля костромская, косуля ярославская, курашимка, чегандинка, плуг русский, плуг малороссийский и т. п. С земледелием было тесно связано животноводство, которое давало хозяйству тягловую силу и удобрения. В этом разделе читатель найдет сведения об орудиях по уходу за животными — это орудия для заготовки кормов (в первую очередь сена) и для выпаса скота. В комплект орудий, необходимых для заготовки сена, обязательно входили коса, грабли и вилы. Каждое из этих орудий также имело целый ряд вариантов конструкции.

Так, для косьбы травы на заливных лугах использовали и косу-стойку, и косугорбушу, на болотистых или каменных угодьях — преимущественно косу-горбушу; для ворошения сена применяли грабли с прямой колодкой, а для его копнения — со слегка округлой; стогование осуществляли с помощью деревянных трехзубых или четырехзубых вил, в зависимости от высоты стога и объема поднимаемой копны — с длинными или, наоборот, сравнительно короткими рукоятками. Орудия выпаса скота: кнут, палка-батог, сигнальный рожок, как правило, были характерными атрибутами пастуха. При выпасе скота без пастуха применяли различного рода колокольчики подшейные, которые звенели, болтаясь на шее животного, и позволяли хозяину быстро его отыскать.

Орудия труда, необходимые для ведения хозяйства, изготавливали на русских заводах и в кустарных мастерских, которых было множество в России XIX – начала XX в. Крестьяне приобретали их на ярмарках, базарах или заказывали непосредственно кустарям. В первую очередь это касалось орудий, изготовление которых не представлялось возможным в домашних условиях. Орудия и приспособления, более простые по конструкции, не требовавшие для изготовления специальных знаний, большой затраты сил и времени, мастерили сами крестьяне. Орудия, использовавшиеся в крестьянском хозяйстве, создавались и совершенствовались на протяжении всей многовековой истории русского народа. Они были конструктивно продуманы, хорошо приспособлены к различным природно-климатическим условиям. Можно с уверенностью говорить, что для своего времени они были достаточно совершенны и лишь технический прогресс со второй половины XIX в. постепенно вытеснил их из хозяйственной жизни русского крестьянина.

Русский народ издавна был народом-земледельцем. В Лаврентьевской летописи, повествующей о событиях начального периода русской истории, под годом 946-м говорится: «Все гради ваши. делают нивы своя и земле своя». Земледелие оставалось главной отраслью хозяйства России вплоть до начала XX в. Наряду с выращиванием зерна русские люди занимались разведением технических культур (льна и конопли), огородничеством и садоводством.

Водовоз

Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

Денщиками называли солдат русской армии, состоявших на постоянной службе при офицере на должности прислуги. По мнению историков, название образовано от французского de jour, что значит «дневальный, дежурный». Денщик передавал подчиненным приказы офицера, чистил его форму и сапоги, а при необходимости исполнял обязанности телохранителя. При Петре I на этом посту служили не только простолюдины, но и выходцы из знатного рода. Последние, как правило, выполняли дипломатические и тайные поручения царя. Эта «профессия» была упразднена в 1881 году, однако неофициально денщики существовали и во время Великой Отечественной войны. Их обязанности исполняли водители.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

«Первое» появление

Первое появление этого инструмента можно обнаружить на гравюрах знаменитой энциклопедии о плотницком искусстве «Art de la Charpenter» за авторством Дени Дидро (Denis Diderot 1713-1784) французского писателя и философа. Который, кстати, – почетный иностранный член Петербургской Академии наук (1773).

Итак, суммируем характеристики:
• Длина 1040 мм
• Ширина 38 мм
• Толщина 7 мм
• Ширина рабочей части долота – 15 мм с углом заточки 40 градусов
• Ширина рабочей части стамески – 52 мм с углом заточки 25 градусов
• Рукоять 145 мм без ручки, 280 мм и больше с рукоятью (об этом чуть ниже)

Кочерга, чапельник, рогач

Эти приспособления можно ещё увидеть в деревнях − там, где сохранились настоящие русские печи.

Читайте также:  Посадка картофеля в гребни, отличия от выращивания на грядах, особенности гребневого способа

Кочерга была необходима для перемещения дров и углей в печи. Изготавливалась она из огнестойкого металла, обычно на заказ у кузнеца. Также некоторые хозяйки использовали деревянный ожиг, которым перемешивали золу, а иногда использовали как лучину для освещения избы.

Чапельник представлял собой металлический крюк с деревянной ручкой. С его помощью захватывали сковороду. На Руси она называлась чапела, отсюда и название крюка.

Чапельник – один из немногих предметов быта, который не умер, а переродился в современной кухонной индустрии. Некоторые производители создают коллекции сковородок и кастрюль, для которых нужна только одна съёмная ручка. В современном доме это помогает значительно экономить пространство.

Рогач или ухват использовался для отправления в печь чугунка с едой. У хозяек обычно было несколько рогачей: маленький, средний и большой − для посуды любого размера. Ухват имел деревянную ручку и металлическое основание. При определённой сноровке некоторые хозяева изготавливали себе ухваты без помощи кузнецов.

Рогач или ухват использовался для отправления в печь чугунка с едой. У хозяек обычно было несколько рогачей: маленький, средний и большой − для посуды любого размера. Ухват имел деревянную ручку и металлическое основание. При определённой сноровке некоторые хозяева изготавливали себе ухваты без помощи кузнецов.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Помело

В отличие от обычной метлы, помело использовали только для уборки возле печи и для очистки её от золы. Внешне оно похоже на метлу: длинный черенок, к которому приматывали ветки можжевельника, хворост, тряпки или мочало.

В славянском фольклоре помело было атрибутом ведьм или Бабы-Яги. С ним было связано много пословиц и присказок.

В славянском фольклоре помело было атрибутом ведьм или Бабы-Яги. С ним было связано много пословиц и присказок.

Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

РУССКИЕ ТАЙНЫ

В 1586 году к только что построенному городу Архангельску на своем судне прибыл французский путешественник и купец Жан де Соваж из города Дьеп. Удивлению заморского гостя не было пределов. «Постройка города превосходна,—записал он в своем дневнике.—В домах нет ни гвоздей, ни крючьев, но так хорошо все отделано, что нечего похулить, хоть у строителей русских все орудия состоят в одних топорах, но никакой архитектор не сделает лучше, как они делают». Парадокс же в том, что месье де Соваж, желая похвалить русских мастеров, на самом деле их унизил—ведь помимо топоров у русских плотников было и множество других инструментов. Правда, какой именно это был инструмент, мы уже никогда не узнаем.

—Дело в том, что в России в конце XVIII века произошла полная модернизация инструмента и всей технологической базы,—рассказывает реставратор Михаил Мильчик, заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация».—Поэтому, применяя инструмент и технологию наших дней, невозможно получить на обрабатываемой поверхности следы, хотя бы отдаленно напоминающие те, что сохранились на постройках начала XVIII века. Наши специалисты попытались воссоздать эти инструменты, но многие детали так и остались неясными.

Простейший пример—рамная, или лучковая, пила, которая была известна на Руси с самых незапамятных времен. Но вот в повседневный плотницкий обиход она вошла лишь в XIX веке. И дело тут вовсе не в вечной технической отсталости России. Просто еще в давние времена было замечено, что пиленая древесина более подвержена увлажнению и загниванию. Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и становятся менее гигроскопичными. Поэтому даже бревна предпочитали не пилить, а аккуратно раскалывать на доски. Только по приказу Петра Великого в России появились первые лесопилки—в 1690 году купец Осип Баженин поставил под Архангельском первую в России «пильную мельницу с немецкого образца», но остальные мастера отнеслись к этой затее более чем скептически.

Точно такая же история произошла и с гвоздями, которыми на протяжении веков отказывались пользоваться плотники, считая, что ржавые гвозди неизбежно приводят к порче и загниванию древесины.

Разумеется, импортные инструменты стоили огромных денег. К примеру, простой рубанок от Peugeot стоил в 1901 году 1 рубль 97 копеек, что было сопоставимо со стоимостью коровы. На эти деньги также можно было купить роскошный итальянский граммофон в коробке красного дерева—такой же аксессуар благополучной жизни, каким сегодня является плазменный домашний кинотеатр. Понятно, что дорогие инструменты были не по карману большинству российских плотников, и тогда предприимчивые дельцы налаживали кустарное производство собственного инструмента. Например, рубанки выпускались в Коврове на заводе Первого русского акционерного общества ружейных и пулеметных заводов. На выпуске пил и другого режущего инструмента специализировалась и знаменитая в то время Павловская артель из Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Спросом пользовалась и продукция сталелитейных заводов на Урале.

Земледелие. Животноводство. Пчеловодство: старинные сельскохозяйственные методы и секреты
Сборник, 1838

Изданная в 1838 году, книга «Практический хозяин» представляла собой трехтомное руководство по ведению хозяйства: от сельского хозяйства и домашних хозяйственных нужд до охоты и рецептов традиционной русской кухни. Это большой свод мудрых, проверенных веками советов хозяевам и хозяйкам. В современном переиздании эта книга переведена в современную русскую орфографию и, для удобства читателей, разделена на 5 томов. Данный том адресован всем, кто интересуется ведением земледелия, животноводства или пчеловодства, ведь многие старинные методы сельского хозяйства актуальны до сих пор и могут быть весьма полезны и для современного хозяина, а некоторые из них научат чему-то новому или откроют забытые секреты.

Чтобы картофели не пустили весною ростки

Ссылка на основную публикацию