Что росло на огородах бабушек и сегодня не сеется

Ревень

Мощное раскидистое растение с широкими листьями и сейчас можно встретить на деревенских огородах. Ранней весной появляются первые побеги, которые можно есть сырыми. На вкус ревень кислый. В пищу идут черешки, сами листья в сыром виде есть не надо, они ядовиты.

Растение богато витамином С, что важно весной, когда развивается авитаминоз. Летом на черешках образуется жесткий слой, который надо снять, прежде чем съесть стебель или приготовить блюда из ревеня.

Из черешков варят компот и варенье, едят в сыром виде в салатах. Растение полезно все, целиком. Семена обладают слабительным действием, корневище — желчегонным и обеззараживающим. Если посадить ревень в огороде, то он проживет 10-15 лет, поэтому уголок для него нужно выбирать с учетом его долголетия и сажать сразу на постоянное место.

Ревень предпочитает органические удобрения, от химии он приобретает неприятный привкус. Самое интересное, что ревень не относится к овощным культурам. Считается, что это фрукт.

Репа культивируется на Руси более тысячи лет. За это время свойства ее хорошо изучены. Репа гипоалергенная. Ее можно вводить в прикорм детям с 7-8 месяцев в составе овощного пюре.

Регулярное употребление репы способствует выработке гемоглобина, то есть она полезна при анемии. Сок репы очищает бронхи от слизи, это находка для курильщиков.

Кулинарных рецептов с репой множество. Ее можно потереть или порезать в салат, положить в суп, пожарить или запечь. Пареная репа — традиционное блюдо древней Руси, когда этот овощ был основой рациона.

Чтобы вырастить репу, нужен определенный навык. Она растет на суглинистых нейтральных почвах. Любит обильный полив.

Ее можно сеять в грунт весной или под снег осенью, выращивать из семян или через рассаду. Немного труда, терпения — и репа вырастет, как в сказке — большая-пребольшая.

Кулинарных рецептов с репой множество. Ее можно потереть или порезать в салат, положить в суп, пожарить или запечь. Пареная репа — традиционное блюдо древней Руси, когда этот овощ был основой рациона.

Детско-родительский проект «Что у бабушки на огороде растёт?» в средней группе

Ирина Марченко
Детско-родительский проект «Что у бабушки на огороде растёт?» в средней группе

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Что у бабушки на огороде растёт

Актуальность: Участие детей в проекте «Что у бабушки на огороде растёт позволит максимально обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Вид проекта: творческий, групповой

Участники: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель: закреплять и расширять знания детей об овощах. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. Развитие мышления, воображения, связной речи детей. Создать весёлое настроение от совместных действий.

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).

Уточнить представления о многообразии овощей произрастающих в регионе.

Развивать стремление к выполнению оригинальных творческих работ. Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

Выполнение проектапроводилось в четырех направлениях:

Работа воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей; работа воспитателя с родителями; совместная деятельность родителей и детей.

Особенностью проекта является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей, что прослеживается в содержании проекта и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей.

«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие» – дети взаимодействуют друг с другом, общаются, задают вопросы, участвуют в беседе, читают стихи, пересказывают сообщения по теме, участвуют в сценке.

«Познавательное развитие» – получают информацию из разных источников, с помощью родителей подбирают материалы, инструменты для создания продукта.

«Художественно – эстетическое» – совершенствуют умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном искусстве, поют песни.

«Физическое развитие» – играют в подвижные игры по данной теме.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи», загадок, поговорок.

Рассматривание репродукций картин художников: А. Куприна «натюрморт с кабачками и корзиной», Ван Гог «Картофель».

Чтение произведений художественной литературы по теме: русская народная сказка «Вершки и корешки», Е. Бехлерова «Капустный лист», Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным», Н. Носов «Огурцы», С. Маршак «Синьор Помидор», Я. Пинасов «Хитрый огурчик», П. Синявский «Непобедимое пугало»;

Творческая инсценировка сказки «Репка» с элементами импровизации, инсценировка стихотворения «Помидор» («В огороде помидор взгромоздился на забор…»)

Разучивание стихотворений: Е. Благиной «Приходите в огород», А. Прокофьев «Урожай», В. Волина «Наша грядка».

Чтение стихов про овощи, отгадывание задок.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Был у зайки огород…»

Проведение подвижных игр: «Помощники», «Урожай».

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай овощ по его части», «Скажи наоборот», «Кто назовет больше качеств», «Что лишнее», «Без чего не бывает огорода». Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.

План реализации проекта:

Интегрированное занятие «Овощи», беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности. Накопление информационной базы по изучаемой проблеме.

Совместное изготовление детьми и родителями поделок из овощей и участие в выставке «Чудеса с огорода».

Изготовление альбома «Овощные загадки».

Фотографии детей «Что у бабушки на огороде растёт

Роль родителей в реализации проекта:

-Домашнее задание сделать фотографии на тему “Что у бабушки на огороде растёт?”

– Помощь детям в подготовке к проекту, сбор информации по теме.

– Разработка авторских дидактических пособий.

-Изготовление атрибутов для проекта.

-Активное участие в презентации проекта “Что у бабушки на огороде растёт?”

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание овощей на иллюстрациях в книгах и журналах.

Рассматривание сюжетных картин и фотографии.

Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, трафареты, рисование, аппликация, раскрашивание в раскрасках.

Формирование стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать другого и в социально-приемлемой форме выражать свое отношение к его предложениям.

Развитие познавательной активности детей.

Усвоение детьми позитивного социального опыта реализации собственных замыслов.

Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Овощи».

Уметь с помощью родителей находить оригинальные решения в создании выставки «Чудеса с огорода».

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Продукт проектной деятельности: альбом «Овощные загадки», просмотр фото на мультимедийном оборудовании «Что у бабушки на огороде растёт (фотографии детей летом и осенью на огороде у бабушки, выставка поделок «Чудеса с огорода».

В ходе проекта на новый уровень были выведены познавательные и творческие способности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Систематизированы и расширены знания детей об овощах и фруктах; раскрыли их значение для человека. Развили познавательные и творческие способности детей.

Чтение произведений художественной литературы по теме: русская народная сказка «Вершки и корешки», Е. Бехлерова «Капустный лист», Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным», Н. Носов «Огурцы», С. Маршак «Синьор Помидор», Я. Пинасов «Хитрый огурчик», П. Синявский «Непобедимое пугало»;

Советы knv2002

Еще хотела добавить главную заповедь садовода. Хороший посадочный материал – залог успеха. Поэтому, пока зима, надо читать, выяснять, узнавать про саженцы, сорта, технологии и др. И покупать только лучшее.

Я не делаю рассаду томатов, как я уже говорила, но признаю, что это неправильно. Может быть, потом, когда у меня будут условия, я буду выращивать рассаду перцев и томатов. А пока меня выручают свекровь и мамина подруга. Ведь все сеют побольше – а вдруг не взойдет, а оно всходит, и выкинуть жалко. Я принимаю дохляков и неугодный посадочный материал, мне все сгодится, все растет. Причем, что удивительно, дали мне рассаду перцев, у меня без пленки они, конечно, долго доходили, но урожай был, а та женщина, что поделилась со мной – у нее ударил мороз (в парнике почему-то) и все померзло! Во как!

Забытые корнеплоды

Репу наши предки-славяне культивировали более 1000 лет. О пользе этого овоща хорошо знают врачи. Главное качество корнеплода – гипоаллергенность. Медики рекомендуют вводить его в рацион детей с 7-8 месяцев в виде протертого пюре.

Замечено, что если регулярно включать репу в рацион, можно повысить уровень гемоглобина. Сок корнеплода способен очищать легкие от вредных веществ, поэтому он обязательно должен входить в меню тех, кто курит.

Существует большое количество рецептов, включающих этот овощ. Его можно просто измельчить на терке или нашинковать тонкой соломкой в овощной салат, нарезать кубиками и добавить в первое блюдо, поджарить на растительном масле или завернуть в фольгу и приготовить в духовке. Пареная репа – традиционное блюдо в рационе наших бабушек.

Корнеплод предпочитает расти на суглинистых почвах с нейтральной кислотностью. Он любит обильный полив, при недостатке влаги плоды становятся сухими, жесткими и приобретают горечь.

Репу можно высеять в открытый грунт весной или осенью под снег. В холодных регионах рекомендуется выращивать эту культуру через рассаду. Собранный урожай следует хранить в сухом прохладном помещении в ящиках с песком.

Еще один забытый корнеплод – брюква. Этот овощ более сочный и сладкий, чем репа, по вкусу напоминает капустную кочерыжку.

Брюква богата клетчаткой и другими элементами, ускоряющими обмен веществ, поэтому с ее помощью можно избавляться от шлаков и снижать вес.

В этом овоще содержатся многие необходимые для организма витамины. Благодаря большому количеству антиоксидантов корнеплод используют для профилактики развития онкологии. Употреблять в пищу желательно молодой овощ, он более полезен.

В этом овоще содержатся многие необходимые для организма витамины. Благодаря большому количеству антиоксидантов корнеплод используют для профилактики развития онкологии. Употреблять в пищу желательно молодой овощ, он более полезен.

Сценарий праздника Осени Подготовительная группа
материал по музыке (подготовительная группа) на тему

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИК ОСЕНИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Действующие лица:

Музыкальный материал:

4.Игра «Картошка в ложке»

6.Танец с зонтиками

8.Игра «Перепрыгни лужу»

2.Атрибуты для игры

ПРАЗДНИК ОСЕНИ

(Под музыку дети входят в зал, встают лицом к зрителям, читают стихи)

1.Дождик льёт и над рекой

Цветная радуга встаёт

Посмотри на это чудо

Кто её раскрасить мог?

2.Посмотрите, на деревьях

Листья золотом блестят,

Да один другого краше

Кто им дал такой наряд?

3.Все дорожки и тропинки

Будто в пёстрых лоскутках.

Это Осень незаметно

Ходит с краскою в руках.

4.Красной краскою рябины

Разукрасила в садах,

Брызги алые калины

Разбросала на кустах.

5.Жёлтой разукрасит Осень

Тополя, ольху, берёзки.

Серой краской дождик льётся,

Солнце золотом сеётся.

6.Опустила Осень кисти

И глядит по сторонам.

Яркий, добрый, разноцветный

Праздник подарила нам!

ПЕСНЯ ПРО ОСЕНЬ «МОДНИЦА»

Ведущая: Все вокруг как на картинке

И берёзы, и осинки

В золотых стоят нарядах

Значит, Осень, где-то рядом!

Осень бродит по лугам,

Осень лесом бродит.

Осень, загляни и к нам

Мы все очень просим

ВСЕ ДЕТИ: ОСЕНЬ, В ГОСТИ ПРИХОДИ НАС СКОРЕЙ РАЗВЕСЕЛИ!

(Под музыку выходит осень)

Осень: Кто ждал меня? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год,

За летом сразу мой черёд!

Вы любите, когда я прихожу?

Я красоту повсюду навожу!

В хоровод ребят зову!

ПРАЗДНИЧНЫЙ ХОРОВОД (после дети садятся на стульчики)

Осень: Спасибо, милые друзья!

Я вас хвалю, вы молодцы!

А главный сюрприз я держала в секрете,

Гостей пригласила на праздник к вам, дети! (стук)

Ой, слышите, стук? Кто спешит к нам сюда?

(Под музыку «Во саду ли, в огороде» в зал с шумом, грохотом заходит пугало)

Пугало: (поёт) Во саду ли, в огороде Шустрых галок и ворон

Пуголо стояло! Лихо разгоняло!

Ведущая: Кто же это к нам на праздник пожаловал?

Пугало: Я одеваюсь не по моде

Весь день стою как на часах!

В саду ли, в поле, огороде

На стаи нагоняю страх!

И пуще огня и палки

Страшатся меня грачи, воробьи и галки!

Ведущая: Ах, пугало Огородное, ты на дачах, в садах, в огородах всех

птиц разогнал, а к нам зачем пожаловал, кого пугать надумал?

Пугало: Летом жарким я тружусь

И трудом своим горжусь!

В детский сад я не ходил,

Да и школу пропустил,

Но работаю умело

Меньше слов, побольше дела!

Ведущая: Ну хорошо, вот сейчас мы и проверим, какой урожай у тебя на

ИГРА «ПЕРЕНЕСИ КАРТОШКУ В ЛОЖКЕ»

Пугало: Да, урожай у нас богатый!

Молодцы вы все, ребята!

А теперь вам расскажу

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «РЕПКА»

(Декорации деревенского домика, плетень, лавка.

Под русскую народную мелодию выходит Репка, пляшет).

Репка: Уважаема в народе,

Я расту на огороде

Вот какая я большая!

До чего же хороша я!

Гладкая и крепкая

Называюсь репкой я!

Вам с такой красавицей

Ни за что не справиться!

(Репка гордо идёт и садится на приготовленный стул. Звучит музыка утра).

Пугало: Жил в одной деревне дед (выходит дед, садится на лавку)

Вместе с бабкой много лет (выходит Бабка, садится рядом с дедом, беседуют)

Пугало: Дождь прошёл, не слышно грома,

В небе солнышко горит.

Вышел дедушка из дома

И бабуле говорит.

(Тем временем дед выходит в центр).

Дед: Я смотрю, на огороде

Всё дождём полито вроде…

Почитаю – ка журнал!

Бабка: Лучше репку бы сорвал!

Я бы каши наварила…

Дед: Ладно уж, уговорила!

(Дед не спеша подходит к Репке, становится позади, берёт её за плечи, раскачивает вперёд-назад – «тянет», поёт):

Дед: Дедка, дедка, посадил здесь репку,

Крепко, крепко зацепилась репка.

Тянет -тянет, тянет -тянет, вытянуть не может,

Кто же, кто же, кто же, кто же дедушке поможет?

Дед: Бабка! Иди репку тянуть!

Бабка: Я ещё полы не мыла

И корову не доила,

В доме дел – невпроворот!

Но на помощь дед зовёт!

(Бабка кладёт руки на плечи деду, «тянут» Репку, поют):

Тянем – тянем, тянем – тянем, вытянуть не можем,

Кто же, кто же, кто же, кто же нам теперь поможет?

ВМЕСТЕ: Внучка! Иди репку тянуть!

(Появление внучки с куклой в руках, танцует).

Внучка: С новой куклою играю,

Я её принаряжаю.

Дома дел невпроворот,

Но зовут на огород

(Повторяется сцена вытягивания репки)

Вместе: Жучка! Иди репку тянуть!

Жучка: Гав, гав, гав! Ну что такое?

Не найти нигде покоя!

Только прилегла – и вот,

Все зовут на огород!

(Повторяется сцена вытягивания репки)

Вместе: Кошка! Иди репку тянуть!

Кошка: Мяу! Вы зачем зовёте киску?

Угостить большой сосиской?

Кошка: Мяу, опять мне не везёт!

Ну что ж, пойду на огород!

(Повторяется сцена вытягивания репки)

ВМЕСТЕ: Мышка! Иди репку тянуть!

(Появление Мышки в шляпе, сумочке, танец мышки)

Мышка: Нет! У Мышки – вы -ход -ной!

И не спорьте вы со мной!

В парк иду я, на качели.

Что молчите, онемели? (им , в сторону)

(Во время этих слов все герои удивлённо переглядываются, затем возмущаются)

ВСЕ ВМЕСТЕ: Мышка сказок не читает,

Ничегошеньки не знает!

Жучка: Ты за кошку ухватись!

Кошка: Ну скорей….

Мышка: За Кошку? Брысь!

Читайте также:  Как утеплить дачу

(Кошка с испуганным «Мяу!» прячется за спины остальных).

Дед: (сердито) Мышка, ты забыла, что ли,

Кто у нас хозяин в доме?

Становись скорее в ряд!

(Мышка жеманно становится перед Репкой).

ВСЕ: Мышка! Не сюда! Назад!

(Мышка капризничает, не хочет уходить назад).

Мышка: Пи-пи-пи я не хочу лучше здесь я постою!

Дед: Погоди, вот рассержусь!

(умильно сложив лапки) Всё, дедуля, становлюсь!

Тянем – тянем, тянем – тянем ,вытянуть не можем,

Тянем – тянем, тянем-тянем….Вытянули Репку!

Ведущая: Ой, ребята, тише, тише

Что-то странное я слышу:

Кто-то к нам сюда спешит

И как будто бы ворчит.

(Звучит быстрая музыка. В зал вбегает Простуда, чихает)

Простуда: Что такое? Ничего я не пойму!

Здесь полным полно ребят. Что же это?

Дети: Детский сад!

Простуда: Все здоровы в этом зале? Непорядок!

А меня то вы узнали? Ну как всегда!

Так-так-так, ну вы даёте!

Что, Простуду не узнаёте?

Без меня вам – никуда!

Помогу вам заболеть,

И покашлять, посопеть.

Я люблю, когда чихают

И таблетки принимают.

И больная детвора

Для меня всегда – друзья.

А если вы все здоровые – то

Я веселье отменяю,

Всех отсюда выгоняю!

АПЧ-хи! Всем приказываю болеть!

Ведущая: Никуда мы не уйдём, дорогая Простуда, мы здесь поём, танцуем. Сегодня у нас праздник в детском саду и красавица Осень пришла к нам повеселиться.

Простуда: Вот, насмешили!

Вы поверьте, детвора

Осень – скучная пора.

Некуда пойти – податься,

В общем, нечем заниматься.

Ведущая: Как это нечем? Можно в лес пойти, за грибами, ягодами.

И в огороде много овощей созрело, только собирай и ешь на здоровье.

Пугало: Ой! Я лучше в магазин пойду,

Чипсы, лимонад я там куплю.

Ничего вкуснее нет

На ужин, завтрак и обед!

Ведущая: Еда это очень вредная, а нам Осень принесла много

Простуда: Витамин? Караул! Теперь одной мне с вами не справиться. Но есть у меня друзья верные, микробчики мои родные. Целый год копила, ни разу в сторону не чихала.

(заглядывает в мешок) Сейчас я их выпущу на волю! Вот уж они обрадуются! Микробчики, скорее выходите и здесь в зале всех заразите!

(БЕГАЕТ, ПУГАЕТ ПОД МУЗЫКУ)

Ведущая: Нет, нам микробы не нужны!

Дети в детском садике здоровыми быть должны!

От простуды, между прочим,

Словно щит, надёжный очень

Нам поможет друг лучок

И, конечно, чесночок.

Выходит Лук и Чеснок.

Лук: Здравствуйте! Я лук отважный.

Овощ нужный, овощ важный!

Я народный врач – целитель,

От болезней избавитель.

Прежде, чем меня вы съели,

Все наплакаться сумели.

И болеть перехотели.

От ангины, скарлатины

Чеснок: Жизнь была бы не легка

У людей – без чеснока

Как зелёный наш аптекарь,

Я для всех прекрасный лекарь.

Я на вкус немного жгучий,

Но не злой, чуть-чуть колючий.

От простуды, между прочим,

Словно щит, надёжный очень.

Простуда: Ой, спасите, помогите! Мои микробчики, скорее прячьтесь обратно в мешок! Здесь этот нехороший чеснок с лучком появились! (прячет мешок) Что же делать? (думает) Я знаю ещё одно верное средств, что бы простудиться, нужно, чтобы дождь всех намочил, сразу все промокнут, начнут чихать, кашлять! Вот это будет весело! Вот, вижу, уже и тучи собираются, сейчас дождь начнётся.

Выходят 3 ребёнка:

1.Да разве дождик это плохо?

Надень лишь только сапоги.

И в них не только по дорогам,

А хоть по лужицам беги!

2.Кругом цветные зонтики

Раскрылись под дождём

Пустились чьи – то ботики

От дождика бегом!

3.Зачем же мама ахала

Льёт дождик? Ну и пусть?

Я вовсе не из сахара,

Растаять не боюсь!

ТАНЕЦ ДЕВОЧЕК С ЗОНТИКАМИ «ДОЖДИК»

Простуда: Какая чудесная песенка!

Вы простите меня, ребята, я,конечно, виновата!

Разрешите мне остаться, вместе с вами развлекаться?

Мне микробы не нужны, я больше не Простуда,

И с сегодняшнего я лечиться буду!

Буду рано просыпаться, физкультурой заниматься,

Фрукты кушать, маму с папой слушать,

С лучком и чесночком дружить и никому не буду вредить!

Ведущая: Кчно, тётушка Простуда, оставайся у нас на празднике! Мы

всегда друзьям здесь рады!

Ведущая: Осень – чудная пора!

Любит осень детвора!

А сейчас скорее все

Мы об осени споём

ЧАСТУШКИ ОБ ОСЕНИ (мальчики)

Простуда: Вы знаете, согласна я,

Что осень чудная пора.

И поэтому сейчас

ИГРА «ПЕРЕПРЫГНИ ЛУЖУ»

Простуда: Как весело у вас на празднике, такие ребята молодцы, так

здорово поют, играют!

Ведущая: Наши ребята,тётушка Простуда, не только поют прекрасно, но

ещё и танцуют. И сейчас нашим гостям и тебе подарят свой

Простуда: Вот это да! Какой весёлый танец! Очень мне понравилось у вас на празднике! Но мне пора прощаться! До свидания, ребята! (Убегает)

Ведущая: Наш праздник подошёл к концу и наша дорогая Осень вам

подготовила какой – то сюрприз.

Осень: Я осенние дары

Принесла для детворы

С угощеньем веселей

Будет праздник у детей (дарит корзину фруктов)

ДЕТИ БЛАГОДАРЯТ ОСЕНЬ! ПОД МУЗЫКУ ДЕТИ ВЫХОДЯТ ДРУГ ЗА

Осень – скучная пора.

Федорино горе

1
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Шлараффия

“Шлараффия – страна дураков” – милое и забавное произведение немецкого народного фольклора.

На белом свете есть одна

Весьма чудесная страна,

И не солгу, ей-богу!

Что сам туда бы побежал,

Когда бы знал дорогу.

Страну Шлараффией зовут, — Одни лентяи там живут.

За сахарной горою….

А как быстрее к ним попасть

Я вам секрет открою.

Кто хочет, пусть в один присест

ту гору сахарную съест.

затем на тропку выйдет

И ровно через пять минут

Там стены башен и домов

Из кренделей и пирогов,

И в каждом закоулке

Растут на липах и дубах

Пирожным, пышкам счёту нет,

Не надо никаких монет.

А если выпить захотел — Вино в любом колодце.

Вокруг домов, — Таков Приказ! — Стоят заборы из колбас,

Закуска под рукою.

Пасётся прямо на лугу

Страна, как видно, неплоха:

В озёрах плещется уха.

И рыбка не в обиде!

В сеть попадая к рыбаку

Уже в варёном виде.

Летают по небу, — ей-ей! — Там стаи жареных гусей.

И, — верите ли? — Сразу

Они лентяям прямо в рот

Влетают по заказу.

А что за свиньи в той стране.

С ножом и вилкою в спине!

Взывают к вам: ” Дружочек!

Отведать просим ветчины….

Отрежь себе кусочек.

Пусть сыровары нас простят:

Там сыром улицы мостят.

И воробьиной стае

А летом — чудо из чудес!

Не дождь, а мёд бежит с небес!

По всем холмам и склонам.

В Шлараффии сластенам.

Шумит зима, белым-бела,

Муку и сахар намела.

Мукой посыпан ельник.

Вот то-то будет пир горой

Когда придёт сочельник.

Весною каждая река

Полна парного молока,

А на лесной опушке

растут на ветках и сучках.

тарелки, ложки, кружки.

Едва взыграет аппетит,

Всяк искупаться норовит.

И неспроста девицы,

В шлараффской чудо — стороне

Пышны и круглолицы.

Богаче всех иных людей

тот, кто содержит лошадей.

Затем, что по привычке,

Кобылы здешние несут

Ну а почёт особый там

Едва просрочишь дату — Заимодавец должнику

Двойную тащит плату.

Их превозносят до луны,

Встречают их приветом.

Но только требуется лгать

И не краснеть при этом.

Считают там за благодать

Побольше в карты проиграть.

По местному закону

Тот, кто продулся в пух и в прах

Всё забирает с кону.

Зайти в любой шлараффский бор,

О, диво! — разгорится взор:

Висят на каждой ветке

Камзолы, шляпы. башмаки,

Вот это, понимаю — край!

Что приглянётся — выбирай!

Всё по последней моде.

А платья, кружева, платки

Есть в каждом огороде.

Приходят люди на базар,

Товар меняют на товар.

Коль надоела, приводи:

Сменяешь на другую..

Течёт за городом река.

Ни широка, ни глубока:

Столетний дед с одышкой

ныряет в воду стариком,

А вынырнет парнишкой.

Когда поеду в ту страну — Я захвачу с собой жену:

Пусть в реку окунётся,

И вновь невестой молодой

Кого вконец заела лень,

Кто спит в постели целый день,

Часов двенадцать кряду — Тому вручает магистрат

Но если ты трудолюбив,

Прилежен, бодр и не ленив — Тогда, согласно правил,

Тотчас потребуют, чтоб ты

Дурак, болтун и ротозей

Имеют звания князей,

А главный лежебока,

В народе чтим глубоко.

Всё это нынешней зимой

Мне рассказал один немой,

А подтвердил публично

Слепой, который этот край

Недавно видел лично.

А у меня сомнений нет!

Так вот вам, лодыри, совет:

Зря небо не коптите,

А всей компанией честной

В Шлараффию катите!

Тотчас потребуют, чтоб ты

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ И БАБУШКИНЫ СОВЕТЫ

Наталья Андреевна Фролова – народная целительница

Бабушки любят поворчать: дескать молодые – все ученые, а простых элементарных правил не знают. Я всю жизнь учусь, а все равно бабушка, любя, называет бестолочью. Почти в каждом доме живет кошка. Но знаете ли вы, что кошку “выбирает” домовой? И если кошка уходит, “теряется”, это потому, что не помирилась с домовым. Ко мне как-то в слезах пришла подруга и рассказала, что купила на рынке котика – 5 месяцев, очень хорошенького. Но ведет себя в квартире беспокойно, постоянно забивается в угол, рычит, щерсть дыбом стоит. Почти не спит, сверкает глазищами. Целых три месяца это продолжалось. Потом однажды выскочил на балкон и с диким мяуканьем прыгнул вниз. 5 этаж. Вот такая грустная история.

А обычно домовой и кот – большие друзья. И если вы купили дом или квартиру, то знайте – издавна в Украине честь войти первой в дом или квартиру предоставлялась кошке. И только если она прошлась по всему дому, входят хозяева . У бабушки была кошка трехцветная, бело-рыже-черная. Такой цвет олицетворяет три мира, три вида магии: мир разума, мир тела, мир эмоций. Домовому положено 28 января оставить на столе кашу, молоко на ночь, пожелать перед сном счастья и уйти спать.

Мы уже говорили, что женщина рожает только “физическую оболочку”. Сущность (или душа) вселяются в момент зачатия. И уходит из нашей жизни только физическая оболочка. Душа продолжает свой путь. Но многие люди просто не в состоянии себе представить, что могут существовать в каком-либо ином состоянии вне физического тела. А сейчас давайте вспомним поминальный обряд, который дошел к нам с незапамятных времен. Совсем не случайно на третий день после смерти – погребение тела. На следующее утро – несем завтрак на кладбище. 9-й день – поминальный, 40-й день душа прощается с землей и возносится к престолу Всеблагого, и конечно, поминальный обед. А через полгода и через год – поминальный день, это как память об усопшем теле, а душа достигает жилища Бога. Душа все это время наблюдает за близкими. Часто приходит во сне к людям и приносит еду или одежду. В таких случаях, у нас в Украине, на следующий день все, что просила душа, раздают прохожим или в церкви. Тем людям, кто после смерти близкого забывают о нем, или враждуют (не могут поделить наследство) хорошо было бы помнить, что после своей смерти души встретятся.

Читайте также:  6 способов утепления окна на даче на зиму

А сейчас хочу привести несколько бабушкиных советов. Молодые мамы должны помнить, что колыбель или коляску без ребенка качать нельзя. Иначе ребенок спать спокойно не сможет. (Колыбель уже приглянулась бесу). Нельзя, закинув ногу на ногу, качать ногой – это вы качаете беса.

Сложнее всех пьяному человеку. Вы, наверное, обратили внимание – алкоголики часто видят в сильной стадии опьянения черта или другую нечистую силу. Обычно мы видим объяснение одно – белая горячка. Это не совсем правильно. Алкоголик говорит правду – он действительно видит всю нечисть. Потому что своим образом жизни он показывает, что давно отдал душу дьяволу. Пусть об этом подумают все люди на Земле. Я не требую от людей чего-то невозможного.

1. Если ребенок родился головой на север – всегда будет здоров;
– если на запад – недолгожитель;
– если на восток – неудачник;
– если на юг – хилый, вялый, болезненный.
От матери ребенок может получить болезнь Дауна, а все остальные болезни, являются приобретенными от планет.

2. Если спите на север – это здоровье, хорошие сны и т.д. – если на юг – сонливость, раздражительность, потерял цвета лица и т.д.;

3. Спать на запад нельзя – много болезней.

4. Дети, рожденные зимой, более счастливые, у людей, рожденных VII-VIII-IX месяца чаще всего нет гармонии в семье и нет здоровья.

5. Чтобы у молодоженов была хорошая жизнь, желательно перед свадьбой положить в обувь на ночь лавровый лист и рябину. Прежде чем сорвать рябину, надо, чтобы веточки понравились, так как рябину без дела рвать нельзя, будут несчастья. Утром лавровый лист и веточку рябины убрать, а когда будете выбрасывать – попросить у них прощения.

6. Для того, чтобы восстановить гармонию в семье, нужно сделать экибану: из семи зубков чеснока, 7 листков лаврового листа (он притягивает людей), несколько веточек дуба (это долголетие), клевера (от колдовства и чертей), розмарин (помогает распознавать болезни и черную магию), ясень (охраняет от змей и колдунов), рябину (приносит дому счастье). Можно добавлять и другие магические растения.

Для медного креста – медь должна быть на менее 0,8-10,0 мм в толщине.

Обручальное кольцо не терять, никому не давать. При потере – развод, а если даешь мерить – муж будет изменять.

Занимать деньги или что-то давать в понедельник нельзя, т.к. в течение недели у вас будут убытки, а у того, кто занял, все время хорошая неделя, прибыль. Время дачи не имеет значения.

На брошенные вещи садится злой дух, вещи надо вешать.

Во время месячных женщине нельзя готовить, так как идет сильная передача болезней в обе стороны. Лечить тоже нельзя. В это время хорошо пить чай из липы, березы, вербы.

Умершему в гроб положить головной убор и вообще все, что ему нужно или что он любил. Если это не сделали вовремя, то нужно закопать на могиле в любое время, или раздать нищим.

В церковь следует ходить без заколок, чтобы поступала хорошо Духовная энергия.

Волосы и стриженные ногти не бросать, нужно закапывать. Стараться, чтобы чужой человек в вашем доме не расчесывался, оставленные чужие волосы тянут энергию к своему хозяину.

Гадать можно и на домино и только во вторник и четверг. Домино – это звездное гадание. Для гадания должен быть набор черного и белого домино.

Кто занимался спиритизмом – планеты не прощают – спирит болеет.

В квартире не должно быть паутинок, особенно черных пауков (в них переселяется душа черного мага, колдуна). Паутина – это присутствие злого духа в доме. Следует паутину собрать, лучше на веточку вербы и выбросить из дома. Пауков убивать нельзя, их следует на что-то взять и также выкинуть за пределы квартиры.

Бесплодие – носить льняную рубашку (помогает от всего). Вырастить в спальне фикус, ухаживать за ним, как за ребенком. Под рождество поставить свечку, которая бы горела до утра и попросить Деву Марию подарить вам ребенка.

Беременной женщине нельзя носить юбку выше колен – будет больной ребенок. Юбки носить ниже колен.

Когда готовите еду, следует первую ложку налить в блюдечко и вместе с деревянной ложкой оставить до вечера. Это еда для астральных существ и домового.

Отче наш ” имеет силу, если читать 7 раз или 108 раз.

Идя в церковь, до вхождения попросить прощения у Бога, переступив – осмотреться, купить 40 свечей, поставить за всех, кого вы вспомнили, последнюю поставить Матери Богородице. Оставшиеся свечи принести домой, одну из них поставить на окно, чтобы догорела до конца. Другую свечу зажечь, выйти за порог и с левого угла пройтись по двери снизу вверх, затем зайти в комнату и сделать то же самое. Свечку тушить только пальцами или крестом. Очищать двери нужно еженедельно.

Для работы можно вычитать место (прочесть очищающие молитвы) и потом сажать там больных в течение дня. Это место тоже будет оздоровительным.
Пятница – день дьявольский, ночь также. Ничего нельзя начинать делать – не будет удачи.

После сна руки надо сразу же вымыть, так как, когда мы засыпаем, нечистый дух прикладывается к нашим рукам и он еще там. Лицо надо мыть, не прикасаясь к глазам. При умывании концентрировать свои мысли на чувстве свежести, которое дает вода, и говорить: “пусть любовь Бога засветится на моем лице, пусть во время умывания моего физического лица будет умыто и мое духовное лицо во имя бессмертия и вечной любви в бессмертии и вечной мудрости, в которой мы живем и существуем. Пусть эта вода очистит меня от всех нечистот”.

Быстрые и резкие движения выводят вас из душевного равновесия, приводят к беспорядку, который проявит себя даже на вашем лице. На эфирном уровне частицы соединены очень нежно и этот порядок нельзя нарушать.

Если долго оставаться в постели, прокладывается дорога к психическим осложнениям.

Вставать с постели лицом к комнате и наступить на правую ногу. Тогда день пройдет спокойно.

Спать ложиться надо хотя бы за 1 минуту до полуночи. Иначе вы ложитесь вместе с дьяволом.

Ночная рубашка должна быть с рукавом, закрывающим плечевой отдел рук (защита от ночных сущих). Хорошо утром обмывание рук производить вместе с плечевым поясом.

Семь страстей, приводящих к болезни:
1) обильная радость – это инфаркт;
2) постоянная печаль – поражение легких;
3) гневливость – заболевание печени;
4) зависть – поражение печени и почек;
5) плаксивость – поражение сердечной оболочки;
6) испуг – поражение желчного пузыря, сахарный диабет;
7) безмерная заботливость – поражение селезенки.
Причина болезни – это три зла: стяжательство, гнев, невежество.

Рецепт от греха

Некий старец зашел в лечебницу и спросил у врача: “Есть ли у вас лекарство от греха?” “Есть, – ответил врач, – вот рецепт:
1) нарой корней послушания,
2) собери цветов душевной чистоты,
3) нарви листьев терпения,
4) собери цветов нелицемерия,
5) не упивайся вином прелюбодеяния,
6) все это осуши постом воздержания,
7) вложи в кастрюлю добрых дел,
8) добавь воды слез покаяния,
9) посоли солью братолюбия,
10) добавь щедрот милостыни,
11) да во все положи порошок смирения,
12) и коленопреклонения,
13) принимай по три ложки в день страха Божия,
14) одевайся в одежду справедливости,
15) и не входи в пустословия, а то простудишься и заболеешь грехом опять”.

(Составила в 1920-е годы монахиня Шамординского монастыря. Рукопись сохранилась у схимномонахини Серафимы).

Запомните этот рецепт и детям своим передайте.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

5. Чтобы у молодоженов была хорошая жизнь, желательно перед свадьбой положить в обувь на ночь лавровый лист и рябину. Прежде чем сорвать рябину, надо, чтобы веточки понравились, так как рябину без дела рвать нельзя, будут несчастья. Утром лавровый лист и веточку рябины убрать, а когда будете выбрасывать – попросить у них прощения.

Стихотворения, загадки, тексты для рассказывания на закрепление тематических циклов.

Времена года.

В году двенадцать месяцев

Ведет их всех январь.

За январем все месяцы

Приходят в календарь.

Идут они, все разные,

Но знают свой черед.

Мы с январем отпразднуем

И встретим Новый год.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Весь наш бедный сад.

Лишь вдали красуются

Там, на дне долин,

На полях и в рощах

Стали дни короче,

Солнышка не видно.

Темны, темны ночи.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю лета красу.

С холода щеки горят,

Любо в лесу мне бежать

Слушать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Тучи небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Ни листочка, ни травинки,

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

Прекрасен наш осенний сад,

В нем слива есть и виноград.

На ветках как игрушки

И яблоки, и груши.

И как фонарики горят

Айва, и слива, и гранат.

А к ночи веет холодок

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем,

И солнышку покажем.

«Спасибо, осень!» – скажем.

До свиданья, лето.

В темный лес дремучий

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен.

Сколько алых ягод

У лесной рябинки.

Прямо на тропинке.

На лесной поляне,

В красном сарафане.

А листок с березки

Вьется и летает

Над колючей елкой.

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Трава и цветы вянут. Их семена на землю осыпаются. На следующий год из них вырастут новые растения.

По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.

Лето прошло. Началась осень. Часто идет дождь. Дорога стала грязной. Утром и вечером бывает туман. Поля опустели. Дети взяли книги и тетради. Они пошли учиться в школу.

Позабыли про лето.

Падают листья с кустов.

Большие букеты

Из золотистых цветов.

Вот наш огород. Там растут овощи. Мы работали на огороде. Весной мы копали грядки и сажали капусту, картофель, лук. Мы сеяли морковь, репу, свеклу. Летом мы поливали и пололи грядки. Осенью мы копали картофель, дергали морковь и репу.

В огороде на дорожках

Кверху палочки с горошком,

А на грядках низко-низко

Под листком торчит редиска.

Поднялся наш огород.

Все под солнышком растет.

В огороде много гряд.

Тут и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Гриша и Катя гостили в колхозе у дедушки. В колхозе был большой огород. В огороде росли овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, огурцы и репа. Дети пололи грядки. Потом лакомились сладкой морковью и душистой репой.

Осенью они помогали убирать овощи. Пусто стало на огороде. Колхозники сняли большой урожай овощей. Всю зиму будут они питаться своими овощами.

Снег летает и сияет

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все долины и моря.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.

Снежок порхает, кружится,

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица.

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Кто мяукнул у дверей?

Очень холодно зимой

Мура просится домой.

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись.

Ты сиди, не упади,

Там канава впереди.

Надо ездить осторожно,

А не то—разбиться можно.

Наша елка велика,

Наша елка высока,

Выше папы, выше мамы,

Достает до потолка.

А на ней игрушки,

Бусы да хлопушки.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

Как снегурка, в шубке белой

Маша с горки едет смело.

Вася катит снежный ком,

Он решил построить дом.

Лена катится на лыжах,

Оставляя ровный след,

А за нею Бобик рыжий,

Только лыж у Бобки нет.

На пруду каток хороший,

Лед сверкает как стекло,

На коньках бежит Алеша,–

И в мороз ему тепло.

Под окном Тамара с Федей

Лепят белого медведя.

Брат их, маленький Олег,

Чайной ложкой носит снег.

Кот весь день у батареи

То бока, то лапы греет.

Он из кухни в холода

Не выходит никуда.

Сыплет, сыплет снег охапками,

До бровей накрылись шапками

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло.

А сейчас, гляди, как весело,

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому тропку проведем.

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

К нашему порожку?»

Пришла зима. Выпал снег. Дети выбежали на улицу. Они весело играли в снежки. Ваня лепил из снега бабу. Сережа катал большой снежный ком. Нина и Коля строили из снега гору. Выстроили гору и долго катались с нее на санках. Часто падали ребята в снег и весело кричали. До позднего вечера играли дети на улице.

Пороша—это свежий, только что выпавший снежок. Зверь ли пройдет, птица проскочит—все на снегу отпечатается: и большая волчья лапа, и маленький птичий коготок.

Кто как зиму встретил.

Прошло теплое лето. Наступила холодная, дождливая осень. Пора к зиме готовиться. Полетели птицы на юг. Уплыла рыба на дно реки. Белка забралась в дупло дерева. Ёж под сухой лист спрятался. Крот в землю ушел. Зарылись лягушки в мох и лежат там. Пришла зима, но никто не боится зимы. Все хорошо к зиме приготовились.

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Под величавые раскаты

Далеких, медленных громов

Встает трава, грозой примята,

Читайте также:  Польза от ежедневного употребления петрушки

И стебли гибкие цветов.

Последний ветер в содроганье

Приводит влажные листы,

Под ярким солнечным сияньем

Блестят зеленые кусты.

Все темней и кудрявей

Березовый лист зеленеет,

В чаще зеленой цвету.

На рассвете, в долинах

Теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

Весна, весна красная,

Пришла весна ясная.

Птицы громко поют

Долго спать не дают.

Снег теперь уже не тот—

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

У него чудесный,

От большого солнца

Грачи прилетели. И потекли сосульки, затрещал лед, расползлись снега. Вот-вот зазеленеет земля, заголубеют воды, задымятся пашни.

Грачи прилетели, весну принесли.

День все больше.

Солнышко все выше поднимается на небе и сильнее греет. К вечеру подмерзает, и с крыш свисают длинные сосульки. Солнышко пригреет, сосульки падают.

Дни все длиннее и длиннее.

Ночь всего длиннее в начале зимы. А потом каждый день солнце отнимает у нее минутки. Встает немного раньше, садится немного позже.

Растаял снег, прилетели грачи. Летали грачи и кричали. Громко, очень громко кричали грачи. Шумел ветер, качались деревья. Здравствуй, весна.

Снег растаял. На улице тепло, небо голубое. На деревьях распускаются почки. Ребята гуляют без пальто. Оля и Таня прыгают через веревочку. Дима и Лена играют в классики. Солнышко светит ярко. Здравствуй, весна.

Весна. Тепло. Бегут ручьи. Ребята сделали лодки и пускают их по воде. Маленький Петя тоже сделал лодку. Петя пустил лодку в ручей. Вдруг подул ветер. Лодка поплыла быстро. Петя побежал за лодкой. Он поправлял лодку прутиком.

Была весна. Дети взяли маленькие лопаты и копали землю. Потом дети сажали цветы. Потом дети ухаживали за цветами: мальчики носили воду, а девочки пололи и поливали клумбу. Выросли красивые цветы.

Ребята взяли лопаты. Закипела работа: ребята выкапывали ямки и сажали туда кустики, потом закапывали и поливали водой. Посадили ребята смородину, сливы, яблоки, груши. Будет у ребят сад.

Белый снег пушистый

Куда исчезли бабушки?

«Сереже был год. Надо было няню, помимо прислуги “за всё”. Оля хотела молоденькую. Я – не помню. М.б. – тоже. Сейчас – если бы случилось чудо – взял бы “Арину Родионовну”. Чушь, когда хотят к ребенку молодую. Конечно, есть “за это”. Но больше – “за подлинную няню”. Язык!! Мудрость. Спокойствие. Ровность. Темп. Конечно, если старая няня – достойная этого имени. И всегда – с Господом. И – нет “помыслов”. Чистота, “физика” уступает “духу”, душе. Взгляд, огромное значение – добрые глаза “ба-буш-ки”. Мягкость, как бы – “шлепанки”. Поэтическая сторона – укладливость. Молитва!! Спокойствие чистого духа старой няни – сообщатся младенцу.

Сама жизнь так хочет. Мать – основа. Но – широкая “подоснова” – бабушка, ее замена – старая няня. Меньше – всякого риска! Мудрость – во всем (опытность) передается младенцу. Медлительное стучание сердца старой няни… – важно для младенца. Я понял это на нашем опыте, при чудесных качествах Даши; Сережечка рос в тревожных темпах. В страстных темпах и – взглядах»[1].

Когда я буду бабушкой, я куплю себе какое-нибудь степенное пальто и платье. Очки у меня уже есть, седина уже пробивается. Закрашивать не буду.

Пироги я так и так пеку почти всю свою замужнюю жизнь, и хотя Малыш уверял Карлсона, что «не в пирогах счастье», я на стороне Карлсона: есть что-то невыразимо домашнее и уютное, когда в доме пироги. На их запах сбегаются не только малыши, но и ушедшие в компьютерный затвор подростки и сидят в кругу семьи.

Когда я буду бабушкой, я не буду подозревать детей в том, что нарочно выкатились мне под ноги в неудобный момент, когда я, например, лью горячее молоко в пюре. И не буду думать, что назло перевернут ящик с игрушками в ту самую секунду, когда в комнату вошел гость. Может, и посмеюсь вместе с гостем.

Когда я буду бабушкой, я не буду смотреть на часы каждые десять минут, выгуливая внуков. К тому времени я постараюсь научиться полюбить прогулки.

Надеюсь, дети не попросят меня таскать бедных внуков в 150 кружков по развитию ребенка. Надеюсь, мы будем вместе читать книги, играть в настольные игры, кормить синиц и печь блинчики.

Когда я буду бабушкой, я не буду вздрагивать при малейшем чихе или не особенно мягком приземлении карапуза. Теперь-то я знаю, что без этого не растут.

Еще я знаю, что дети бывают разные, что у одних и тех же родителей один ребенок заговорит в год, а другой в три, один способен к математике, но неважно пишет, а другой сочиняет сказки, но не умеет считать. Я помогу их развивать, но без паники и привлечения армии специалистов.

Не буду смотреть сериалы, а покажу внукам «Винни-Пуха», нашего, Хитручного.

Постараюсь включать компьютер пореже, а детские песни почаще.

Я не буду торопить их, когда они будет копаться.

Мне будет решительно всё равно, раньше или позже пошли и заговорили соседские Пети и Маши и лучше или хуже они учатся. Ведь только к третьему-четвертому ребенку или первому внуку понимаешь, что ребенок рождается не для того, чтобы его сравнивали с кем-то, а для того, чтобы его любили.

Юную Софью Ковалевскую в семье ласкала только няня. Девочка была неуклюжая и могла нечаянно испортить нарядное платье матери к великому неудовольствию последней, поэтому девочка рано перестала ласкаться и замкнулась в себе. Няня считала ее «своей» деточкой и ворчала на неласковых взрослых.

Про Арину Родионовну и говорить нечего – это архетип бабушки и няни. Кстати, Пушкина в детстве тоже не любила родная мать.

Русским царям искали нянь и кормилиц из благочестивых крестьянок.

Знаю человека, просидевшего всё раннее детство на коленях у прабабушки, которая кормила его молоком с печеньем. На коленях богомольной прабабушки рос будущий пастырь, хотя в то младенческое время он даже не был крещен. Он крестился, когда ему было 20 лет, и сразу решил стать священником. Верю, что не без прабабушкиных молитв и молока с печеньем он пришел к этому решению.

Бабушки уходят из реальной жизни в воспоминания и фольклор. Когда в дверь постучится старость, примем ли мы ее или будем искать от нее лекарство?

Когда я буду бабушкой, я не буду вздрагивать при малейшем чихе или не особенно мягком приземлении карапуза. Теперь-то я знаю, что без этого не растут.

Как говорит моя бабушка, или Выражения, которые возвращают нас в детство

Давайте вместе вернёмся в детство и вспомним, как говорили наши бабушки.

Мы никогда не обижались на бабушку, когда она называла нас:
Кулёма, озорник, горюшко ты моё луковое, шкода (не Octavia), безобразница, остолоп, а иногда и «фашист» (ну, это за дело, конечно).

Мы смеялись, когда бабушки по-особенному произносили обычные слова:
Куфня (кухня), шкап (шкаф), колидор, канпания (компания), манез (майонез), картовка, маркошка, лесапед, семачки, часы не ходют, кепчук (кетчуп), глазишшы, хвостишше, жизня, ранешно время, шешнадцать, робяты (ребята), подокольник, тиливизер, не евши, не пимши, гулямши, этсамое (это самое), эвОна как (вот оно что), друшлаг (вместо дуршлаг), «Чийку гарячинькава бокальчик выпить, штоля».

[articles: 67907, 67877, 67909]

Бабушкин словарик
Зенки протри — открой глаза
Вехо́тка — мочалка
Гаманок — кошелёк
Губнушка — губная помада
Поганое ведро — ведро для помоев
Цыпки — мелкие трещинки на коже рук, ног, лица, появляющиеся при обветривании
Супротивник — враг
Гутарят — разговаривают, болтают
Умаяться — устать
Дивуешься — удивляешься
Посумерничать — посидеть, пофилософствовать на какие-нибудь очень высокие темы, не зажигая лампу
Сподобить — удостоить, счесть достойным чего-либо
Нонешный — сегодняшний, относящийся к этому дню или году
Дадено — дано
Эй, па́ря! — Эй, парень!
Вразумела? — опомнилась, убедилась, вправила мозги?
Зерцало — зеркало
Хватит елозить! — хватит сидя или лёжа, беспокойно двигаться
Шибче — больше, громче, сильнее
Синенькие — баклажаны
Ополоски — остывший, холодный чай

Любимые выражения и мудрые советы от бабушек
– «Было бы масло и курочка, сготовит и дурочка!»
– «Ты ж деваха умом не обижена, да одна морока с тобой».
– «Я давеча (вчера) столько дел переделала, а теперича (сейчас) спина болит».
– «С гуся вода — с Ванечки вся худоба». В этой фразе бабушки вовсе не хотели, чтобы любимый внучок был толстеньким. «Худоба» — это нездоровье, всё худое.
– «Люська, чё ты бегаешь, как савраска (это лошадка такая), и орёшь, как оглашенная?» (оглашенные — это люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры, т. е. «желающие принять Святое Крещение и учащиеся христианским догматам»).
– «Присядь, милый, только мозг не прищеми».
– «Врать надо так, чтобы потом сбывалось».
– «Вы пошто там вошкаетесь шибко долго?» — почему вы там возитесь слишком долго?
А ещё на вопрос: «Как дела?» бабушки часто отвечают: «Как сажа бела».
А дедушки: «Дела идут, контора пишет».

Бабушки объясняют внучкам, как неудобно вышивать длинной ниткой, с помощью сказки:


Помните сказку и про нитку не забывайте!

А вот ещё одно слово, которое часто употребляют наши бабушки. Сможете вспомнить, что оно означает?

Свои варианты оставляйте в комментариях к этой статье. Ответ появится в 13.00 20 мая 2014 года. И расскажите нам о забавных словечках ваших бабушек.

Лизали качели зимой, вызывали духов, бросали пакеты с балконов, верили, что если переступить через человека, то он не вырастет. когда мы были маленькими, то делали много разных вещей, которые сейчас могут показаться смешными или даже абсурдными. АиФ.ru вспомним 12 трогательных ситуаций из нашего детства. Читать статью полностью >>

Ответ: Ладошка, согнутая так, чтобы ей можно было зачерпнуть, захватить или удержать что-либо. Количество чего-либо, вмещающееся в сложенную таким образом ладонь и называется жменькой.

Бабушкин словарик
Зенки протри — открой глаза
Вехо́тка — мочалка
Гаманок — кошелёк
Губнушка — губная помада
Поганое ведро — ведро для помоев
Цыпки — мелкие трещинки на коже рук, ног, лица, появляющиеся при обветривании
Супротивник — враг
Гутарят — разговаривают, болтают
Умаяться — устать
Дивуешься — удивляешься
Посумерничать — посидеть, пофилософствовать на какие-нибудь очень высокие темы, не зажигая лампу
Сподобить — удостоить, счесть достойным чего-либо
Нонешный — сегодняшний, относящийся к этому дню или году
Дадено — дано
Эй, па́ря! — Эй, парень!
Вразумела? — опомнилась, убедилась, вправила мозги?
Зерцало — зеркало
Хватит елозить! — хватит сидя или лёжа, беспокойно двигаться
Шибче — больше, громче, сильнее
Синенькие — баклажаны
Ополоски — остывший, холодный чай

Загадки про урожай

Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали. (Урожай)

Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (Урожай)

Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Бусинки зелёные,
Сладкие ядрёные. (Горох)

Что росло на огородах бабушек и сегодня не сеется

Я послушался бабушку и не пошел на репетицию.

Дни действительно стояли прекрасные. Листья на яблонях порозовели и начали засыхать. Некоторые листья были свернуты в трубки и обмотаны паутиной. По краям дорожек цвели красные и белые астры.

Желтые бабочки летали между деревьями. Они садились маленькими толпами на все прогретое солнцем – каменные ступеньки веранды и забытую в саду жестяную лейку.

Будто уменьшившееся от осени, солнце долго шло над головой, приближаясь к вершинам ореховых деревьев.

Я читал в саду, сидя в бабушкином плетеном кресле. По временам я слышал отдаленную музыку, долетавшую из города. Потом я отложил книгу и начал присматриваться к дорожке. Она была прорезана в густой траве. По крутым ее откосам темнел мелкий мох, похожий на зеленый бархат. Среди этого мха что-то нежно белело. Это был неизвестно откуда попавший в наш сад и расцветший второй раз цветок лесной анемоны.

Со двора пришла белая утка. Увидев меня, она остановилась, недовольно покрякала и ушла, переваливаясь, обратно. Очевидно, я ей помешал. Воробьи сидели на крыше, чистились и, вытянув головы, заглядывали вниз – нет ли там чего-нибудь интересного. Воробьи ждали.

Бабушка вышла на веранду в теплом платке и бросила на дорожку горсть хлебных крошек. Воробьи слетели с крыши и запрыгали, как серые мячики, по земле.

– Костик, – позвала бабушка, – иди обедать.

Она стояла на ступеньках веранды. Я встал и пошел к ней. Из комнаты пахло яблочным пирогом.

– Разве же это не настоящий царский праздник! – сказала бабушка, глядя на сад. – Выдумывают же себе люди всякие глупости с этим Николаем Вторым!

В саду действительно был праздник света и чистого, теплого воздуха.

Это был Кремль. Россия, история моего народа. «Шапку кто, гордец, не снимет у Кремля святых ворот…»

Почему так происходит и что делать родителям?

Такие матери – это абьюзеры, они испытывают нездоровое удовольствие, издеваясь над своим беззащитным ребенком. Потом ребенок вырастает и уже может выйти из-под контроля матери и начать свою жизнь. Чтобы продолжить издевательства, такие матери воздействуют на своих детей через их детей. Такая картинная забота как будто говорит: «смотри, это не я была плохой матерью, я могу быть самой лучшей, я так себя вела потому, что ты была ужасным ребенком, это ты во всем виновата».

Тогда мама разрывается, ведь не хочет лишать ребенка любимой бабушки и мучается от того, что продолжает чувствовать себя беззащитной, никчемной, маленькой девочкой. Но в этой ситуации ребенок – просто средство манипуляции. Здесь нет здоровых отношений, а значит – не может быть и счастья. Детям нужна здоровая семья, а не та, где бабушка манипулирует, а мама не может вмешаться. Единственный выход – полностью отказаться от общения с такой бабушкой. Как можно раньше, чтобы для ребенка этот процесс прошел максимально безболезненно. Если мама не может противостоять сама, то ей стоит обратиться к психологу, мужу, друзьям и всем, кто сможет помочь выйти из-под влияния токсичной матери.

Жизнь для ребенка становится похожей на сплошную черную полосу. Он вынужден есть нелюбимые продукты, ходить в ненавистные секции, у него нет права получить хоть одну тройку. Ребенок чувствует себя плохим, гадким, непутевым, не умеющим сотворить хоть что-то хорошее. Таким подходом можно вырастить прекрасного исполнителя, но никак не лидера или просто счастливого человека, умеющего радоваться жизни.

Зерно

Одно бросил –
Целую горсть взял.

В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья!

Сеюсь, как из сита,
Но не порошок.
Заползаю в жито,
Но не червячок.

Расколи его –
Будет зёрнышко,
Посади его –
Будет солнышко.

Ссылка на основную публикацию