Зачем читать вслух домашним растениям

Что дает чтение вслух?

Рассказываем о пользе этого навыка для разных возрастов

Многие считают чтение вслух всего лишь промежуточным этапом на пути к «взрослому» молчаливому чтению. И правда, что может дать это детское занятие человеку, который привык просматривать целые тома в разы быстрее школьника? Между тем регулярно читать вслух полезно не только детям, но и взрослым. Причем для каждого возраста «громкое» чтение обладает своими преимуществами. Подробнее о них рассказываем в нашем материале.

Рассказываем о пользе этого навыка для разных возрастов

Консультация «Зачем читать детям вслух»

Трайденкова Ольга
Консультация «Зачем читать детям вслух»

В последнее время все реже можно встретить ребенка, который любит читать книги. Развитие информационных технологий и изменение образовательной системы изменили отношение к чтению. Задача взрослых – подружить малыша и книгу, привить любовь к чтению. Книга может развить память, воображение, грамотность, способность ясно излагать мысли.

Чтение на ночь – отличная семейная традиция. Она укрепляет отношения и помогает всем участникам процесса настроиться на сладкий сон. Доказано, что чтение снижает пульс и расслабляет мышцы. Поэтому детям надо читать хотя бы по 15-20 минут в день. Особенно, если вы много работаете. Что бы ни случилось, ребенок знает, что сегодня мама перед сном почитает сказку. Это способствует успокоению, помогает справляться со стрессами, сильными эмоциями. Совместное чтение дарит чувство семейного благополучия, защищенности, оно укрепляет родственные связи и служит прекрасным методом воспитания.

Чтение вслух расширяет словарный запас, подготавливает к самостоятельному решению, способствует лучшему развитию понятий у детей. Каждый раз, когда родители читают ребенку, происходит сплочение и единение семьи. Дети чувствуют тепло и родительскую заботу.

Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников и их речь богаче. В книгах используется богатый литературный язык. Благодаря книгам ребенок черпает новые слова, учится их правильно произносить и употреблять.

Слушая сказку, ребенок поначалу запоминает персонажи и ритм, а потом смысл произведения. Так он постепенно развивает образную и словесно-логическую память. Чтобы помочь ребенку, необходимо спрашивать у него, какую историю вы недавно читали и просить его рассказывать ключевые моменты, т. к. навык пересказа пригодиться ему в жизни. Читать ребенку нужно с удовольствием и с выражением, чтобы он понимал, как интересно и здорово погружаться в новый и неизведанный мир. Обязательно обсуждайте прочитанное, демонстрируйте свой интерес к книгам.

Чтобы ребенку было интересно вас слушать, найдите то, что его увлечет, но не забывайте чередовать книги, чтобы расширять кругозор. Очень важно правильно подбирать книги в соответствии с возрастом и интересами ребенка. Правильно подобранные книги также способствуют развитию эмоционального интеллекта.

В сказках дети нередко впервые встречаются с противостоянием добра и зла, проблемами морального выбора, трагедиями. Родителю важно не механически зачитывать книгу, а пытаться обсуждать ее с ребенком.

Имеются несколько советов, которые помогут сделать чтение эффективнее.

– четко проговаривать слова

– следить за скоростью чтения

-делать небольшие паузы между предложениями.

-объяснять непонятные слова

Психологи уверены, что чтение – главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. Без чтения не возможно формирование гармоничного человека.

Ни планшеты, ни другие источники информации не способны так привить любовь к чтению как книга.

Консультация для родителей «Как и что читать детям» Как и что читать детям 6-7 лет Как известно, чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию,.

Консультация для родителей «Зачем ребенок должен читать книги» Здравствуйте уважаемые родители и педагоги! К сожалению, современные дети совсем не хотят читать. На смену смелым принцам, хитрым сапожникам.

Консультация для родителей «Как читать детям сказки» Для чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров.

Консультация для родителей младших дошкольников. «Какие сказки читать детям» Нажия Азисова. Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности,в развитии ребёнка. В современном обществе русские народные.

Консультация для родителей «Почему нужно читать детям?» Почему нужно читать детям книги. Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них.

Консультация для родителей «Как и что читать детям» «Малыш и мама, малыш и папа – это связь ребёнка с родителями, данная природой. С первых дней малышу поют колыбельные. Когда колыбельная.

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Книжку с мамой я читала, А потом чуть-чуть устала. Я проснулась, мама спит, Книжка рядышком лежит. Книжка называется «Спящая красавица».

Консультация для родителей «Зимние, новогодние, рождественские сказки или что читать детям зимой» Консультация для родителей «Зимние, новогодние, рождественские сказки, или что читать детям зимой»По словам великого Гёте, «… чтение книг.

Консультация «Зачем детям игра?» Зачем детям игра? По законам возрастной психологии именно в игре формируются базовые достижения дошкольного возраста: воображение, произвольность,.

Консультация «Зачем детям нужна музыка» Зачем детям нужна музыка Музыка сопровождает нас всю жизнь. Она способна пробудить в нас романтические чувства, заставить ноги пуститься.

Трайденкова Ольга
Консультация «Зачем читать детям вслух»

Как лучше читать: вслух или про себя?

Представьте только античную или средневековую библиотеку: теснота и полумрак, окружив себя огарками свечей и склонившись над текстом, мужчины что-то ритмично бормочут, гудят, нашептывают, слегка жестикулируют. Мистическое зрелище, будто страницы перед их глазами – это портал, через который вот-вот вырвутся духи, чьи имена так часто звучат из уст чтеца (большинство древних книг посвящены религиозно-философской тематике). А знаете, ведь для тех чтецов, вероятно, обстановка в наших библиотеках выглядела бы не менее таинственной: люди смотрят в книгу, скользят взглядом по странице, перелистывают, но ничего не произносят – вроде бы должны читать, а они молчат. Разумеется, были такие «немые» читатели и в давние времена, но согласно описаниям современников, к ним относились с подозрением или с придыханием перед их редким даром.

Сегодня же «проглядыванием» книг никого не удивишь, наоборот, среди взрослых чтение текста вслух стало редкостью. Историки предполагают, что такой смене полюсов способствовало:

  • Введение в письменную речь пробелов между словами и знаков препинания. Ведь изначально всесловаписалисьслитно и потому их можно было вычленить лишь произнося вслух.
  • Появление художественных прозаических произведений, с которыми хотелось взаимодействовать наедине и вдумчиво, для себя, для удовольствия, а не чтобы усвоить информацию или развлечь публику.
  • Развитие книгопечатанья сделало заветные томики физически и финансово доступными простым смертным. Появилась возможность читать чаще, больше и самостоятельно. А когда делаешь это для себя, уже нет нужды озвучивать текст и стараться над выразительностью. Да и не хотелось тратить время на проговаривание, люди с жадностью «глотали» строки глазами, ведь это быстрее, чем ртом.

Историки пока не пришли к единому мнению, когда именно европейцы перешли Рубикон чтения вслух и про себя. Однако в том, что это был прогрессивный интеллектуальный шаг, не сомневаются. Почему же тогда психологи, нейробиологи, педагоги и коучи возвращают нас назад, советуя читать в голос хотя бы 3-4 дня в неделю по 10-15 минут, а лучше ежедневно по полчаса? Почему ученые рекомендуют родителям, воспитателям, учителям декламировать произведения не только малышам, а и подросткам? Пойдем искать ответы!

Умение видеть в наборе знаков-букв образы и сюжеты, любить этот процесс, получать от него знания и удовольствие, развивать воображение и эмоции, умение придумывать, запоминать и держать в уме абстрактную информацию – для мозга это гораздо более сложная задача, чем обработать полуфабрикат в видео-формате. Это не значит: видео – плохо, а текст – хорошо. Это значит, что кроме всего прочего в ежедневном «рационе» детворы должно быть место книге.

Дети должны уметь читать вслух.

«МАМА, прочитай нам сказку!»- просят мои детки перед сном, лёжа в кроватках.

И несмотря на усталость и загруженность, я беру в руки книгу и усаживаюсь рядышком с детишками. Все же есть что-то успокаивающее в чтении вслух.

Для ребенка такие моменты очень важны. Потому что это его заветное время, когда он находится наедине с родителем. Это только их время, в которое не может вклиниться звонок с работы и никто другой. Только вы и ваш малыш. Стоит помнить, что когда вы читаете ребенку его любимую сказку, он чувствует вашу заботу и любовь. К тому же малыш так быстрее уснет.

Однако современные мамы и папы настолько загружены на работе, что приходя домой, зачастую не остается сил для чтения. Хорошим вариантом будет чтение ребенка для вас. Если вы очень устали, а может был тяжелый день, настроение испорчено полностью, то попросите дочурку почитать для вас ее самую любимую сказку. Поверьте, это будет приятно и для вас и для ребенка. А для него это будет еще и очень полезно.

Читайте также:  Признаки заболеваний комнатных растений

Устное чтение развивает речь. В процессе чтения ребенок слышит и слушает себя, что позволяет запоминать ему новые слова и речевые обороты. Он понимает, как надо произносить то или иное слово, где поставить речевое ударение и с каким еще словами можно его употреблять. Ребенок постарше уже читает не сказки, поэтому знание правильного произношения специальных терминов без всяких сомнений пригодится в школьной деятельности . Дело в том, что в процессе чтения, вы всегда можете остановить ребенка и подправить его, если какое-то слово он произнес неправильно. Также можно обсудить смысл прочитанного после окончания чтения. Таким образом, ребенок будет учиться понимать текст. Этот навык пригодится ему в абсолютно любой работе. Эти способности пригодятся и взрослому человеку.

Однако современные мамы и папы настолько загружены на работе, что приходя домой, зачастую не остается сил для чтения. Хорошим вариантом будет чтение ребенка для вас. Если вы очень устали, а может был тяжелый день, настроение испорчено полностью, то попросите дочурку почитать для вас ее самую любимую сказку. Поверьте, это будет приятно и для вас и для ребенка. А для него это будет еще и очень полезно.

Как я начал читать вслух, и почему это невероятный кайф

Забавный факт: чуть ли не до индустриальной эпохи люди практически не умели читать про себя. Они просто не имели подобного навыка. Лишь исключительные умы древности владели им и вызывали этим восхищение у современников. Александр Македонский поражал своих солдат тем, что читал письма, не произнося слова вслух. Но он был учеником Аристотеля, наверняка набрался от величайшего ума современности. Святой Августин, встретивший проповедника Амвросия Медиоланского, оказался настолько впечатлен его умением читать про себя, что упомянул это в своей «Исповеди».

В больших библиотеках приходилось устраивать отдельные комнаты для читающих, чтобы они не мешали друг другу, И это было дополнительным фактором, из-за которого книгохранилища древности так часто горели: каждому чтецу был необходим дополнительный источник света, вроде свечей или масляных светильников. Одно неловкое движение, одна опрокинутая жаровня — и Александрийская библиотека полыхает (опять).

С этой точки зрения чтение вслух — это деградация и инволюция. Мы так долго и мучительно учились читать про себя, а потом какой-нибудь Владимир Бровин плюет на все достижения человечества и начинает забавляться, оратурствая своим стенам. Да и зачем, казалось бы? В чем тут смысл и удовольствие? Попробую объяснить. Причем так, что, надеюсь, вы тоже начнете практиковать это — для развлечения или пользы.

Летом 2019 года я переехал в другой город и за несколько месяцев так и не оброс прочными знакомствами. Через несколько месяцев без регулярного человеческого общения я начал замечать, что моя речь заметно деградирует. Сначала в разговорах с посторонними я начал больше «экать» и тормозить, потом начал тупить. С какого-то момента я обнаружил что мне приходится напрягаться, чтобы сформулировать элементарные мысли даже в разговоре с продавцами в магазине.

Читайте детям вслух
консультация на тему

В статье рассказано о роли чтения детям – прекрасного средства для развития словарного запаса, воображения, формирования врожденной грамотности.

В возрасте полутора лет дети уже начинают подражать взрослым, держат и пытаются перелистывать книги самостоятельно, рассматривают картинки. И это замечательное время, когда нужно обязательно наполнять мир своего крохи сказками и короткими историями, в которых содержатся многочисленные повторы.

Почему не нужно учить читать «с пеленок», какой метод обучения нельзя выбирать и что плохого в чтении вслух и на скорость

Дети бегло читают, но не любят это делать? Дети читают, но не понимают прочитанное? Дети пишут безграмотно? Это основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются большинство родителей. Почему?

Странно, но по современным требованиям к качеству навыка чтения скорость чтения – это первый и главный критерий. И только на втором и третьем месте оценивается выразительность и безошибочность. А пониманию текста вообще отводится четвертое.

.: Хроники ментальных путешествий :.

С тех пор Вогель пытался повторить тот же эксперимент с десятками других людей. Он просил их войти в отдельный лист и просмотреть форму и структуру его клеток. Все до единого давали схожее описание клеток вплоть до строения молекул ДНК.

Семь мифов о детском чтении

Миф 1. Дети читают только тогда, когда их заставляют родители.

Возможно, и так, если в вашем доме на книжной полке стоит всего пара детских книг, а про библиотеку вы слышали только в кино. Но вот у детей до 7 лет, записанных в библиотеки, чтение – одно из основных занятий днем наряду с прогулками и играми. Ребята продолжают увлеченно читать вплоть до конца младшей школы. В свободное время младшие школьники, посещающие библиотеки, читают даже чаще, чем при выполнении домашнего задания.

Миф 2. Ребенку полезно читать научно-познавательные и образовательные книги, чтобы знал больше.

С этим никто не спорит, но у младших школьников, посещающих библиотеки, наиболее популярна развлекательная литература. Познавательные и развивающие книги в этом возрасте менее интересны. А вообще младшие школьники в своих читательских предпочтениях довольно “всеядны”: им нравятся как современные, так и классические произведения, книги из школьной программы и популярная развлекательная литература. Но особенно ценят серии книг, связанных общим сюжетом и персонажами. Бесспорным лидером остается серия про Гарри Поттера. А еще дети любят веселиться и смеяться, поэтому каждый второй отдаст предпочтение книге, которая заставит его улыбнуться.

Миф 3. Читать вслух надо только малышам.

Это одно из главных заблуждений родителей. Или, если быть до конца честными, просто отговорка вечно занятых и уставших взрослых. Дети, даже если они научились читать сами, очень любят, когда им читают вслух. И очень расстраиваются, если взрослые этого не делают. Обратите внимание, чем чаще и больше родители читают своим детям 7-11 лет, тем сильнее интерес к чтению и тем чаще и больше ребята будут читать самостоятельно.

Миф 4. Подростки читают только из-под палки и только то, что задают в школе.

Если вы всерьез так думаете, то совсем не знаете своего тинейджера и даже не догадываетесь, что он закачал в свой смартфон. На самом деле, подростки, посещающие детские библиотеки, получают от чтения в основном позитивные эмоции и редко рассматривают его как вынужденную практику. Свободное и обязательное чтение у них занимают почти равные доли времени: более половины подростков, посещающих детские библиотеки, читают книги – как из школьной программы, так и для себя – не реже нескольких раз в неделю. Более того, каждый третий подросток в дополнение к детским библиотекам начинает посещать и взрослые в поиске интересных ему книг.

Миф 5. “Золотая” классика устарела и современным школьникам не интересна.

Подросткам, конечно же, больше нравится развлекательная литература, но, к удивлению самих исследователей, столичные школьники среди недавно прочитанных и понравившихся им книг довольно часто называли и программные произведения из русской классики – “Тарас Бульба”, “Ревизор”, “Преступление и наказание”, “Горе от ума”. В старших классах растет запрос на профессиональное и личностное самоопределение, поэтому заметно возрастает популярность познавательной литературы, а также книг, которые воодушевляют, вдохновляют на поступки или помогают представить жизнь других людей.

Миф 6. Бумажная книга умирает, поколение Z выбирает электронные и аудиокниги.

Дети и подростки, которые любят читать, по-прежнему выбирают бумажные книги или закачивают себе на планшеты и смартфоны электронные книги. А вот те, кто читать не особо любят, но не хотят отставать от сверстников, все чаще выбирают аудиокниги. Среди подростков, которые читать не любят или не могут однозначно оценить свое отношение к чтению, каждый пятый слушает аудиокниги.

Миф 7. Проверенная временем литература гораздо полезнее для ребенка, чем современные книжки с сомнительным содержанием.

Действительно, многие родители с недоверием относятся к современной детской литературе, потому что плохо ее знают, и, что самое грустное, даже не стремятся узнать о ней побольше. А зачем, если есть “проверенные” книги из собственного детства. Только каждый пятый взрослый посетитель детских библиотек при выборе книг для детей ориентируется на мнение экспертов – обзоры критиков и рецензии, тематические подборки и книжные рейтинги, литературные премии.

Помните, что навязанная книга никогда не доставит такого же удовольствия, как выбранная самостоятельно. Хотите сформировать позитивную мотивацию к чтению, дайте ребенку чуть больше свободы – пусть выбирает сам. Но это не значит, что взрослые не могут что-то посоветовать.

Читайте также:  Как государство может изъять ваш участок

Миф 5. “Золотая” классика устарела и современным школьникам не интересна.

Как правильно читать ребенку

Знакомство ребенка с хорошей литературой — важный этап воспитательного процесса. В досуге малыша обязательно должно оставаться немного времени для чтения. Желательно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок уже умел более или менее уверенно читать — вреда от этого в любом случае не будет.

  1. Поскольку обучение всегда начинается с прочтения книг родителями вслух, взрослым нужно сосредоточиться на выборе хорошей литературы. Для ребенка прекрасно подойдут не только сказки, но и короткие рассказы классиков, басни и былины, мифы и стихотворные произведения.
  2. Время для чтения нужно находить ежедневно. И это должна быть не скучная обязательная процедура, а своего рода игра. И ребенок, и родители должны находиться в хорошем настроении.
  3. При чтении вслух для ребенка взрослым очень важно соблюдать выразительность. Необходимо, чтобы малыш мог образно представить происходящие в книге события, только тогда он сумеет ими заинтересоваться.

После чтения очень полезно обсудить с малышом то, что он только что узнал из книги — это поможет закрепить информацию и усилит интерес.

Любовь к чтению можно привить лишь при условии, что ребенку действительно интересно такое занятие.


О свойствах чтения и пользе неоднократно упоминали классики мировой литературы, известные философы и поэты, политики и мыслители.

5. Читайте разные тексты

Читайте художественные произведения, стихи, научные публикации, статьи в газетах и журналах. Разнообразные тексты помогут развить навык чтения со всех сторон. Для каждого текста будут разные темпы речи и паузы, интонация.

Если вы только начинаете осваивать чтение вслух, прибегните к дополнительной помощи. Найдите интересующую вас книгу в двух видах: в печатном издании и в формате аудиокниги. Слушайте аудиофайл и параллельно следите за текстом в бумажном варианте. Вы будете видеть текст и слышать, как правильно его читать. Когда вы привыкнете читать и слушать одновременно, начните повторять за диктором. Старайтесь копировать его произношение и подражать его интонации.

5. Улучшение памяти

Слушать, как родитель, время от времени пытающийся провалиться в сон, читает о приключениях, — тяжёлый труд. Не только потому, что все время нужно кого-то будить, но и потому, что важно удерживать в памяти всех плохих персонажей, представляющих опасность, все возможные пути спасения (чтобы подсказать, если что), ну и события предыдущих восьми томов. И этот труд не проходит для ребенка даром.
Вообще, связь памяти и чтения вслух задокументирована на людях, которые сами читали вслух. Есть основания полагать, что на память слушателей это влияет не менее позитивно.

Многие родители и специалисты рассказывают, насколько нынче испортились дети: трудности со вниманием, гиперактивность, клиповое мышление. Хотя, возможно, вместо того чтобы нервничать, мы могли бы просто взять в руки книгу. Есть научные данные, которые свидетельствуют о благотворном влиянии родительского чтения на поведение детей. Оно помогает снизить риск развития проблем с вниманием и гиперактивностью.

Зачем читать ребёнку

Чтение — это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, занимаясь спортом. Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше. Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?

Чтение — это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, занимаясь спортом. Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше. Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?

Чтение – это одно из самых важных вещей в процессе развития людей

Почему наше будущее зависит от чтения

Шикарная статья писателя Нила Геймана о природе и пользе чтения. Это не просто туманное размышление, а очень понятное и последовательное доказательство, казалось бы, очевидных вещей.

Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст. Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут электронными, дайте им этот текст. Если вы с теплотой (или наоборот с ужасом) вспоминаете походы в библиотеку, прочитайте этот текст. Если у вас подрастают дети, прочитайте с ними этот текст, а если вы только задумываетесь о том, что и как читать с детьми, тем более прочитайте этот текст.

Людям важно объяснять, на чьей они стороне. Своего рода декларация интересов.

Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении и о том, что чтение художественной литературы и чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.

И я очевидно очень сильно пристрастен, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать. Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост – сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.

В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна. Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного:

Грамотные люди читают художественную литературу.

У художественной литературы есть два назначения:

  • Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится… в этом настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.
  • Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочесть.
  • Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, – это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус.
  • И вторая вещь, которую делает художественная литература, – она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза – это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир – это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.

Эмпатия – это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.

Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру не обязательно быть именно таким. Все может измениться.

В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?

Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками.

Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство – это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.

Читайте также:  Перец Колокольчик: характеристика и описание сорта, фото, отзывы

Верный способ разрушить детскую любовь к чтению – это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека. У меня были родители, которых можно было убедить забросить меня в библиотеку по дороге на работу во время каникул.

Библиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.

Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации. Получить необходимую информацию всегда было важно и всегда чего-то стоило. Когда сажать урожай, где найти вещи, карты, истории и рассказы – это то, что всегда ценилось за едой и в компаниях. Информация была ценной вещью, и те, кто обладали ею или добывали ее, могли рассчитывать на вознаграждение.

В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксобайтов информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.

Книги – это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.

Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость. Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.

Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.

Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.

Писатели – особенно детские писатели – имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина – это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие.

В конце концов, литература – это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой – это история, от которой они не могут оторваться.

Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость, которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире. Мы не должны проповедовать, читать лекции, запихивать готовые истины в глотки наших читателей, как птицы, которые кормят своих птенцов предварительно разжеванными червяками. И мы не должны никогда, ни за что на свете, ни при каких обстоятельствах писать для детей то, что бы нам не хотелось прочитать самим.

Все мы – взрослые и дети, писатели и читатели – должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.

Оглянитесь. Я серьезно. Остановитесь на мгновение и посмотрите на помещение, в котором вы находитесь. Я хочу показать что-то настолько очевидное, что его все уже забыли. Вот оно: все, что вы видите, включая стены, было в какой-то момент придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать способ, чтобы я мог говорить со всеми вами в Лондоне прямо сейчас, без риска промокнуть. Эта комната и все вещи в ней, все вещи в здании, в этом городе существуют потому, что снова и снова люди что-то придумывают.

Мы должны делать вещи прекрасными. Не делать мир безобразнее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям. Мы должны убирать за собой, и не оставлять наших детей в мире, который мы так глупо испортили, обворовали и изуродовали.

Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

Перевод: Наталья Стрельникова

Внимательно читать правильные книги необходимо, но не достаточно для развития. Николай Левашов

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…


Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении и о том, что чтение художественной литературы и чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.

Польза для развития

Польза для ребёнка от чтения вслух несомненна. Озабоченные плохой успеваемостью сына или дочки, родители ищут развивающие занятия для исправления ситуации. Но есть эффективный вариант, экономящий средства: чтение вслух младшим школьникам. Вот лишь несколько прогнозируемых результатов:

  • дети запоминают гораздо больше понятий и терминов из книг, чем из разговорной речи, поэтому увеличивается их словарный запас, напрямую влияющий на успеваемость;
  • развивается фантазия, образное мышление, особенно если проводятся беседы, выясняется мнение по поводу дальнейшего развития сюжета, поведения героев литературного произведения;
  • укрепляются семейные связи, прививается любовь к чтению;
  • улучшается дикция. Родители, владеющие навыками скорочтения, умеют подать текст с правильной артикуляцией и интонацией. Восприятие информации на слух раскрывает богатство языка, совершенствует память, способствует лучшему осознанию указаний учителей;
  • чтение вслух – одно из средств воспитания. Дети могут игнорировать родительские наставления о нормах поведения, но обязательно усвоят их на примерах положительных и отрицательных литературных героев.

Читая вместе с детьми, родители лучше понимают круг их интересов, ориентируются в любимых литературных жанрах. Подобные знания невозможно добыть обычными вопросами, поскольку при совместном чтении приоритеты сына или дочери раскрываются естественно. Это позволяет вместе сформировать домашнюю библиотеку, определить дополнительные развивающие программы, которые будут посещаться с удовольствием.

Также стоит учитывать пол ребёнка. Вряд ли мальчики придут в восторг от сказок про принцесс, а девочки захотят слушать про роботов.

Ссылка на основную публикацию